
Важные ссылки
Полезные ссылки
Комментарии
Метки
Одного энтузиазма мало
После публикации в газете фотографий военного периода Анатолия Скурихина решил вновь замолвить словечко о многострадальном Вятском музее фотографии, который много лет пытается создать в Котельниче энтузиаст Андрей Игошин.
Об этом писалось неоднократно. Правда, толку мало, подвижек нет. Есть разные отговорки, что, впрочем, понятно, мол денег нет, а возможно и желания тоже. Ну а когда деньги были? Мы далеки в этих вопросах от Запада, где подобные инициативы активно поддерживаются государством и средства находятся. И в России нечто подобное встречается при понимании вопроса и заинтересованности властей.
Обычно возникают вопросы: а что это за музей такой, и зачем оно надо? Ведь есть же краеведческий музей, там среди разных экспонатов можно посмотреть и старинные фотографии, которым больше ста лет. А тут какой-то ещё специальный музей фотографии. Ну, собрать все фотоархивы, плёнки, снимки, да и передать их в краеведческий.
Несведущий человек по-своему будет прав. Здесь же требуется более широкий подход. Фотография, прежде всего, исторический документ из прошлого, ценность его в ряде случаев трудно переоценить. Фотоархивы требуют специального хранения, подготовленного для этого персонала.
В разных краеведческих музеях можно встретить немало похожих предметов старины, а вот фотографии в каждой местности свои, уникальные. Если они исчезнут, то уже не вернуть, чего не скажешь о предметах быта и утвари из прошлого. Их в случае каких-то утрат ещё можно по крупицам собрать, фотодокументы – нет. Фотоплёнки подвержены биоразложению эмульсионного слоя, в состав которого входит желатин. С цветными дело обстоит ещё хуже, они просто выцветают. В настоящее время спасти может только своевременная оцифровка, что весьма длительно и требует толковых специалистов.
Андрей Александрович не один десяток лет пытается найти понимание проблемы важности сохранения для потомков исторического наследия. Среди архивных фотографий у него много работ известных фотомастеров. С именем Анатолия Скурихина читатели знакомы, но не все знают, что его снимки помогли в восстановлении Котельнича после опустошительного пожара 1926 года. Он оказался в это время в городе и успел задокументировать случившееся бедствие. Снимки отправили в Москву, и это оказалось решающим фактором для выделения денег.
И в наше время фотография может быть весьма полезна для нужного дела. Можно привести пример строительства больницы в Макарье, в конце восьмидесятых. В семейных архивах есть редкие и ценные фотографии о Котельниче и котельничанах, которые зачастую оказываются просто выброшенными на свалку. При наличии музея фотографии часть из них могла бы сохраниться. На них – вид старых улиц, предприятий, известных горожан, руководителей Котельнича и района.
У автора этих строк немало документальных кадров из нашей жизни за последние полвека, судьба их тоже внушает опасение, хотя некоторая часть и выкладывается в «ВКонтакте». Для создания музея фотографии, который мог бы стать «изюминкой» Котельнича, нужно лишь поддержать Андрея Игошина, который в одиночку просто устал уже от бесконечной борьбы за нужное дело. Да и не вечен он… А помещение есть хорошее, пустующее, – старый Дом культуры на углу Советской и Ленина.
В. ТОКАЕВ.