Последнее обновление: 30 мая 2023 в 13:44
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
13 июля 2017

К 85-летию Б. В. Садырина

Рубрика: Юбилей.

«Не сдувайте пыль веков», – любит повторять Борис Васильевич Садырин, известный кировский краевед и писатель. Многие современные квартиры обезличены. А в жилище Садырина любой предмет не случаен, не дань моды, или обычая. Все здесь говорит об увлечениях, пристрастиях, взглядах хозяина. На двери – плакат с надписью «Я люблю тебя, Россия!». С митинга на Театральной площади принес, – заметил Борис Васильевич, – очень он мне приглянулся.

Картины на стенах, сувениры, книги на полках так или иначе связаны с его краеведческими интересами. И, конечно, в центре великий русский певец Федор Шаляпин, работы кировских художников и фотографов, подаренные друзьями… Между портретами Ленина и Сталина – балалайка.

— Мама очень любила на ней играть, — вспоминает он. – А почему вожди рядом? Их «объединил» Шаляпин. Ленин помог артисту, когда костюмы и декорации из Большого и Мариинского театров хотели отправить в провинцию, где они бы и сгинули понапрасну. А Сталин приглашал его обратно на родину, пообещав вернуть дом и дачу. На что свободолюбивый певец ответил посланцам вождя: «…А душу можете вернуть?» Портрет Сталина у меня на стене еще и потому, что советский народ с ним победил фашизм.

Круг краеведческих интересов Б. В. Садырина широк: литературное краеведение, история вятской фотографии, устное народное творчество, Шаляпин… Но главной линией через всю жизнь прошла тема войны. Борис Васильевич задумался, вспоминая.

— День Победы. Котельнич. Мне 12 лет. Помню, как шли колонны с флагами и транспарантами по улице Советской на Верхнюю площадь… Был солнечный день. Народ ликовал. А я стоял и смотрел. У меня вместе с радостью – непоправимое горе, недетская тоска. Я страшно горевал, что отца нет с нами. Мама переживала, верила, что жив, ждала…

Прошли годы, она отдала мне отцовские письма с наказом сберечь, и я их хранил, перечитывал, все больше задумывался: что значит «пропал без вести»? Все равно должен остаться какой-то след. Очень помогли мне в поисках книги, одна из них – «О войне без прикрас» Владимира Руткевича. Я прослеживал боевой путь 377-й стрелковой дивизии, в которой служили и автор книги и мой отец — артиллерист 933-го артполка. На других фронтах воевали и пятеро его братьев: Михаил, Сергей, Виктор, Павел, Александр. Их светлой памяти и 65-летию Победы я и посвятил свою книгу «Мои родные Садырины».

Меня радует, что семь лет прошло с выхода книги, а нет-нет да и появляются письма с откликами. Пишут родственники погибших фронтовиков из Кировской области, Москвы, Перми, Воронежа… Просят помочь отыскать близких. Книга работает! Многие интересуются темой войны. Я почувствовал еще раз силу русского духа, простого русского солдата, когда увидел, какими дорогами шел отец, какими словами писал о ратном подвиге. И была в то время святая вера в Победу, солидарность в борьбе с фашизмом всех советских людей: русских, белорусов, украинцев… А сейчас вновь выползла неизвестно откуда нацистская нечисть, и, видно одолеть ее не скоро. Беспамятство – смерть для человека.

Поэтому, когда работал над книгой «Мои родные Садырины», решил, что надо сделать и нашу родословную роспись. Обратился к работникам областного архива — помогли. Они же и Шаляпинское родословие составили, что в книге «Федор Шаляпин и вятская земля». Это уникальный материал.

Вспомнил Борис Васильевич и об истоках своего увлечения краеведением.

– В 8, 9, 10-м классах я учился в средней школе № 2 г. Котельнича, но это было уже после войны. Однажды пришла в класс новая учительница географии Валентина Петровна Бородина и спросила: «Ребята, а вы хорошо знаете ваш город? Я вам советую почитать книгу Николая Васенева «На берегах Вятки», а летом побывать в заречных дубовых рощах, посмотреть на высокий берег, на котором стоит ваш город, и написать о нем». Спустя годы меня по-настоящему захватили краеведение, история и литература, этнография. После окончания историко-филологического факультета Кировского пединститута, работал в библиотеке имени Герцена. Вот наша любимая «Герценка» и помогла мне встать на краеведческий путь.

В 50-годы директором библиотеки была Клавдия Михайловна Войханская, а заместителем по науке – Анатолий Николаевич Ванеев. Он-то и дал мне первый импульс, подкинув интересную тему. Был такой врач-просветитель Савватий Иванович Сычугов. Я и увлекся: прочитал его книгу «Записки бурсака», поехал в командировку в Верховинский район, где он в свое время работал, встретился с людьми, которые его помнили, говорили, что изумительный был человек. С этого момента и началась моя любовь к краеведению.

Творчеством писателей-земляков Борис Васильевич увлекся в 70-е годы, когда вел литературно-краеведческий кружок в центре детского-юношеского туризма и экскурсий. Встречались с кружковцами такие известные писатели, как Борис Порфирьев, Леонид Дьяконов, Овидий Любовиков, Павел Маракулин, Герман Нагаев… Выезжали ребята и в Ленинград на встречу с котельничанином-ленинградцем Леонидом Рахмановым (фильм «Депутат Балтики» создан по его сценарию, им же написана пьеса «Беспокойная старость»). А также на встречу с поэтом-фронтовиком Леонидом Хаустовым.

В Ленинграде Борис Васильевич подружился с Тимофеем Сергеевичем Лобовиковым, сыном известного фотохудожника. В дар Кировскому краеведческому музею им передана уникальная подборка фоторабот Сергея Александровича Лобовикова.

 — К сожалению, я не довел до конца начатое, – вздыхает Борис Васильевич. – Была задумка создать фотомузей. Николай Шилов бросил клич: «Создайте музей фото!» Мне поручили изучать, собирать фотографии, встречаться с мастерами. А это непросто. Аркадий Васильевич Шишкин, фотолетописец советской деревни, к примеру, в Москве жил. Как-то уже после смерти фотографа позвонила мне его вдова: «Он вам просил передать…» Приехал, а фотографии огромных размеров в рамках. Довез до вокзала на грузовике, загрузил целый тамбур. Звоню директору музея, чтобы встретили, и слышу: «Я вам запрещаю привозить эти фото!» С трудом тогда уладили дело.

Помню, к Алексею Михайловичу Перевощикову ездил, гонорар за подборку фотографий «От весны до весны» отвозил. Он удивился и говорит: «Липа, а куда мне эти деньги? Вот если бы раньше, когда я зарабатывал съемками в детских садиках, на поездки с художниками по стране…» Гениальный фотограф, он учил меня в шутку: «Борис Васильевич, слушайте всех, но делайте по-своему, если убеждены. Надо спорить, драться, но только зонтиками…».

Уже весь диван завален книгами, папками с документами, фотоальбомами… И с каждым из этих сокровищ Садырина связан какой-либо случай, история.

– Вот альбом Николая Шилова «Вятка – любовь моя», – продолжает Борис Васильевич. – Он появился на свет благодаря Николаю Петровичу Киселеву, руководителю ассоциации «Аэлита». Поехали мы с ним в Котельнич с этим подарком. А когда вручили, Коля заплакал… Столько лет он ходил по чиновникам от образования, культуры, все говорили, что это очень нужно для школы, и разводили руками: нет денег…

А вот еще один чудо-альбом «Сергей Лобовиков», изданный в Германии. С дарственной надписью: «Дорогому Борису Васильевичу с благодарностью и любовью от потомков С. А. Лобовикова». Среди фотографий, рассказывающих о труде и быте вятских крестьян, портрет отца Шаляпина, Ивана Яковлевича. Певцу передали его родные из Вятки. И когда он работал над образом Ивана Грозного, использовал черты внешнего облика отца.

Все богатство краеведа, все его находки, архивные документы хранятся в ГАСПИ КО (Государственный архив социально-политической истории Кировской области), в фонде Садырина. Здесь все, что собрано, и многое из этого собранного живет и работает.

— Книгой «Павел Александрович Садырин: личность и судьба российского либерала», написанной в соавторстве с доктором исторических наук Владимиром Ивановичем Бакулиным, заинтересовался Госбанк, – рассказал Борис Васильевич. – Недавно от департамента сотрудничества банка пришло письмо с просьбой выслать хотя бы электронный вариант. Дело в том, что Павел Александрович, депутат Первой Государственной думы, в 20-е годы был членом правления Госбанка, работал председателем Сельскосоюза страны. Его подпись на денежных купюрах тех лет…

Борис Васильевич достает семейные реликвии – ведь он троюродный внучатый племянник Павла Александровича: визитная карточка депутата, вот он на фото среди вятских членов Первой Госдумы, вот документ о том, что он приговорен к расстрелу в 38-м году…

— Сколько собирать-то пришлось разных документов, сколько потрачено сил, энергии, – призадумался, вспоминая, Борис Васильевич.

Особая «песня» – Шаляпинская тема. Больше полувека он по крупицам собирал все, что касалось истории жизни и творчества гения с вятскими корнями. Подготовил к изданию вместе с коллегами несколько книг о Шаляпине, в том числе: «Федор Иванович Шаляпин и вятская земля», «Федор Шаляпин: «Вот тебе и вятский мужичонко…», а статей в сборниках, журналах и газетах и не сосчитать. А самая главная его радость – открытие в Кирове памятника Шаляпину и Шаляпинской гостиной.

 — В 2001 году с помощью Евгения Деришева, в бытность его заместителем главы департамента культуры, удалось заложить камень под будущий памятник. А потом 13 лет мы, шаляпинисты – Татьяна Ивановна Кармазина, Галина Васильевна Грачева, Тамара Константиновна Николаева, Евгений Дмитриевич Гречухин — ходили по чиновничьим кабинетам…

Многие чиновники стальному перу подобны. За свою жизнь я не раз сталкивался с этими стальными перьями. Они не стираются. Они пишут и пишут: «Мы не можем, у нас денег нет…».

И вот в марте 2014 пришел я в очередной раз к губернатору Никите Юрьевичу Белых: «Борис Васильевич, не волнуйтесь! Памятник Шаляпину откроем нынче, в День романтики».

Вместе с активными шаляпинистами Алексеем Николаевичем Зориным и Сергеем Федоровичем Голушковым мы обратились в Кировскую городскую Думу и добились присвоения Вятскому оркестру народных инструментов имени Шаляпина. А в июне 2012 года, к 140-летию певца, в библиотеке № 18 открылась Шаляпинская гостиная. Неслучайно именно там: библиотека носит имя Алексея Максимовича Горького, а они с Шаляпиным были большими друзьями. Писатель восхищался величием таланта «вятского мужика» и с гордостью говорил, что «такие люди, как он, являются для того, чтобы напомнить всем нам – вот как силен, красив, талантлив русский народ!»

В гостиную я подарил все шаляпинское богатство, около 1 000 экспонатов: книги, пластинки, открытки, медали, документы… Почти 60 лет собирал… Это мой подарок городу.

На всю жизнь запомнил я слова литератора Челышева и старался следовать им: «Никогда ничего не выкидывайте, если мешает, отложите в сторонку, перевяжите веревочкой, и пусть хранится до лучших времен. А то сдуете пыль веков, и от веков ничего не останется».

«Внучка» Садырина…

Шаляпинская гостиная, или как он ее называет в шутку – «внучка», особа притягательная. Здесь по-домашнему уютно, все стилизовано под старину: круглый стол, фортепьяно, патефон – подарок кировчанина Владимира Смердова… (Благодаря ему приобретены также два портрета Ф. И. Шаляпина – работы кировского художника Виктора Кашина). И, конечно, оригинальный макет памятника великому артисту: он как будто присел ненадолго на скамеечке перед выступлением. (Подарок скульптора из Санкт-Петербурга, нашего земляка Романа Ручкина.) На стенах также портреты Шаляпина. Один из них подарен дочерью народного художника СССР Н. Н. Жукова, авторы других – кировские художники Александр Набиулин и Виктор Кашин.

Здесь проходят литературно-музыкальные краеведческие вечера, как бы в гостях у Шаляпина. «Хозяйка» гостиной Ангелина Владимировна Ситникова рассказала, что один из самых важных и любимых гостей – Борис Васильевич Садырин.

 — Недаром его называют одним из глубоких исследователей связей Федора Ивановича Шаляпина с вятской землей, – заметила она. – Тот заряд, который он направляет на пропаганду творчества Шаляпина, его вятских корней, настолько мощный, что сподвигает и других на это дело. Он хочет, чтобы все тоже увлеклись этим, прониклись величием нашего земляка. А это во многом зависит от успешной реализации творческой программы «Шаляпинское наследие».

Вместе с Натальей Ивановной Смирновой, исполняющей обязанности директора библиотеки, мы листаем фотоальбом, читаем отзывы посетителей гостиной. «Было душевно, с разговорами об искусстве, времени, Вятке и о величии Шаляпина» (Надежда Перминова, Людмила Суворова). «Сегодня мы были в гостях у шаляпинцев, слушали чудного, удивительного, талантливого Бориса Васильевича Садырина. Спасибо ему огромное за глубокий, сердечный рассказ о Шаляпине. Борис Васильевич уже 60 лет «неровно дышит» творчеством великого певца, изучает и пропагандирует его» (гости клуба «Очарование»).

«Оказавшись здесь, попадаешь в прекрасную атмосферу любви и творчества, которая пронизывает всю жизнь Бориса Васильевича Садырина. Его главная тема – жизнь и творчество Шаляпина, начиная с истоков, с вятских корней певца. Не может не заражать эта глубокая любовь к русской земле и лучшим ее представителям, таким, как Шаляпин, прославившим Россию. Спасибо огромное за эту память и подвижничество! Желаю Шаляпинской гостиной успехов в очень важной деятельности, а, главное, здоровье Борису Васильевичу» (музыковед Бронштейн).

 «Орлятам» есть чему поучиться у великого певца. И не только пению, а и целеустремленности гения» (хор юношей «Орлята»).

И таких отзывов десятки. В свою очередь, хочется пожелать «хозяевам» гостиной новых успехов в реализации интереснейшей, творческой программы «Шаляпинское наследие».

Самый главный движитель…

Виктор Федорович Борискин, скульптор, автор памятника Шаляпину:

— Мне пришлось очень тесно работать с Борисом Васильевичем Садыриным, председателем Вятского Шаляпинского общества, при возведении памятника. Его участие в этом неоценимо, он был главным двигателем процесса. И в основном благодаря его усилиям памятник Шаляпину стоит на вятской земле. Хотя и не достроенный до конца. По проекту рядом с монументом должна быть декоративная композиция: персонажи его ролей – Иван Грозный, Борис Годунов, Сусанин, Дон Кихот… Надеюсь, что со временем так и будет.

Владимир Константинович Семибратов, краевед, кандидат культурологии, писатель:

— Борис Васильевич – мой первый кировский знакомый. В 1977 году школьником я приехал на станцию юных туристов, где Садырин тогда работал методистом. Благодаря ему и увлекся краеведением. Борис Васильевич давал мне рекомендации для поступления в институт. Это мой первый наставник… Краевед с большой буквы, подвижник, энтузиаст, бессребреник и щедрый человек.

Татьяна Ивановна Кармазина, председатель совета КГОО «Жители блокадного Ленинграда», заместитель председателя Вятского Шаляпинского общества:

– На заседание шаляпинистов впервые привела меня Тамара Константиновна Николаева, и там я познакомилась с Борисом Васильевичем, вошла в состав общества. В течение трех лет даже была его председателем. Мы вместе с Борисом Васильевичем ездили в командировки в Москву, Санкт-Петербург, на встречу с родственниками Шаляпина. Так познакомились с Леонидом Степановичем Шаляпиным, родная сестра которого живет в Кирово-Чепецке. Он подарил нам несколько семейных фотографий, приезжал в Киров на открытие памятника. Безусловно, это произошло только благодаря настойчивости Садырина, его пробивной силе. Если цель поставит, обязательно своего добьется. Он наш самый главный движитель! Хотя по характеру – человек не простой: вспыльчив, может и обидеть, а одумавшись – может извиниться. Но бывает, остается с кем-то непримиримым до конца.

Записала В. ГЕОРГИЕВА.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования