Последнее обновление: 28 марта 2024 в 13:54
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
10 декабря 2012

«Я русский художник. Но еще и вятский»

Рубрика: Культура.

Член Союза художников Эстонии, сопредседатель объединения русских художников Эстонии, председатель товарищества русских художников Эстонии, член издательского совета при Синоде Эстонской Православной Церкви Московского патриархата, член реставрационной комиссии при Синоде ЭПЦ МП, член комиссии г. Таллина по культуре, член художественного совета Центра русской культуры г. Таллина, лауреат премии И. Северянина (дается деятелям культуры за сохранение и развитие русской культуры)… Это о Сергее Викентьевиче Минине, нашем земляке, художнике.

Перечисленные «регалии» не под солнечными лучиками «созрели», а являются отражением его характера. Человек глубокого мышления, разносторонних знаний, он достойно представляет русских теперь в зарубежной стране. Каждая встреча с ним — лавина информаций, мыслей. Таковая случилась и в ноябре.

В Эстонии Сергей Викентьевич с 80-го года после окончания в Москве художественного института. Но подвернулся случай исполнить детскую мечту попутешествовать по миру – и в 80-е же годы уехал в Африку, где работал практически 10 лет, с перерывами, отъездами, приездами. Сделал тогда много выставок в Москве на африканскую тематику, был одним из ведущих художников-африканистов в СССР. На все выставки старался приглашать свою маму, Ольгу Кирилловну Минину.

В 90-е годы художник часто жил и работал в Финляндии, делал выставки, писал этюды, занимался арт-бизнесом. В 95-м женился и окончательно обосновался в Эстонии.

– Надо было вживаться в эту среду. А среда принимала неохотно. Русскую школу живописи эстонские художники не воспринимали, поэтому процесс шел медленно, но неотвратимо вперед, – вспоминает С. В. Минин. – Тема православия, церкви, иконописи и реставрации – этим мы с Сергеем Егоровым начинали заниматься в Котельниче в конце 60-х, когда я учился еще в школе. С тех пор тема не уходила из моей творческой жизни. Со второй половины 90-х годов стала одной из главных.

– И как она реализуется сегодня?

С. Минин с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (слева) и председателем Отдела внешних церковных связей РПЦ Иларионом (справа).

– Последний год активно занимался реставрацией храма в г. Таллине. Пока мы довели до конца иконостас. Была небольшая пауза во второй половине нынешнего года. Но буду продолжать, договорился с финансированием…

Не могу не прервать Сергея Викентьевича, чтобы обратить внимание наших читателей к большой статье об этой реставрации в эстонском журнале. Процитирую автора ее: «Я слушала Минина и думала, что для него эти фигуры на иконах – живые. Он и относится к ним, как к живым. Поэтому слово «реставрация» не совсем подходит к тому, что делает и уже сделал Минин со своими друзьями. Здесь происходит нечто совершенно иное…».

Однако слушаем нашего гостя далее.

– Сейчас на очереди реставрация иконы Георгия Победоносца из этого храма. Очень большая икона. Находилась в часовне, которая стояла на кладбище. Это кладбище армии Юденича. В 1949 году, во времена атеизма, часовня была разрушена. Икона пострадала от автоматных очередей и от ударов чем-то тяжелым по лицу Святого.

По реставрационным меркам, это знаковая вещь. К Рождеству сделаем презентацию иконы, очищенной от грязи, от первоначальных реставраций, которые проводил не специалист, но явно верующий человек и желающий помочь восстановлению ее. Презентация пройдет в домике Петра Первого в пустом зале с соответствующей подсветкой. Икона будет выставлена в промежуточной стадии реставрационных работ, чтобы все посетители могли засвидетельствовать те раны, которые нанесены ей в то непростое время. Не хочу останавливаться на том, кто это сделал, – советские солдаты или немецкие, или местные.

– Сколько времени займет эта работа?

– Целиком где-то около года.

– Сергей Викентьевич, вы верующий человек?

– Верующий, крещенный. Синодом Русской Православной Церкви я поставлен смотрителем за иконами в православных храмах Эстонии. Это почетная обязанность, но и ответственность невероятно большая. Прежде всего стоит проблема финансирования. Эстония – не религиозная страна, большинство из верующих эстонцев лютеране. Поэтому государство по мере возможности в большей степени помогает именно лютеранам. Православным остается очень мало. В силу исторических событий 20-го века и начала 21-го о православных иконах и храмах практически никто не заботился. За сто лет иконы и храмы пришли в аварийное состояние. Необходима срочная реставрация практически 80 процентов икон.

Зачем это нужно? Православию уже 2 тысячи лет. Русская культура формировалась это время в тесном переплетении с христианством. Христианские нормы вошли в душу русского человека, так как они близки его менталитету. Рассматривая историю России, мы не можем не заметить, что это история борьбы ее за выживание, за сохранение самостоятельности, самобытности. Православие было духовной опорой русского народа в сложнейшие периоды. Недаром «большой друг» России Збигнев Бжезинский недавно назвал Русскую Православную Церковь врагом Запада номер один.

– В последнее время в СМИ наблюдаем яростные атаки на церковь, на ее предстоятелей, на само православие…

– …потому что народ и страну можно завоевать тогда, когда удастся лишить ее духовной составляющей, «национального кода». Я представитель русской культуры, воспитан в традициях русской реалистической живописи, поэтому сохранение своего «ареала обитания» – моя первоочередная задача.

– Культура и духовность, как я понимаю, – сестры-близняшки. Однако только ленивый не касается сегодня темы духовного падения нашего общества.

– Да, речь идет о безнравственности, коррупции, отсутствии национальных идеалов в мировоззрении молодежи, которая станет хозяином России в 21-м веке. Меркантильность, индивидуализм, удовлетворение своих телесных потребностей с главным лозунгом «Мы этого достойны» обрушивается на поколение юных, только начинающих приобретать житейский опыт.

Кто только ни ругает телевидение, которое выплес-кивает на зрителей уроки криминала, скандальные хроники. А воз и ныне там. Иные программы можно просто причислить к пособиям по психиатрии. Даже уравновешенный человек, если смотрит все это систематически, теряет нравственные ориентиры. Вот пример. Недавно все каналы со смакованием тиражировали информацию о расстреле сотрудником фармакологической фирмы своих коллег. Как это все отзовется в неуравновешенных умах, никто не подумал. Или подумал?!

В начале 20-го века европейские психиатры считали отсутствие добропорядочности психическим заболеванием. За окном начало 21-го века… Некоторые читатели могут обвинить меня в «запоздании в прошедшем веке». Так, да не совсем так. В силу своей профессиональной деятельности я неплохо разбираюсь в том, что называется манипуляцией сознанием. Вспомните понятие «25-й кадр» (когда увиденное воспринимается уже на подсознательном уровне) и другие фокусы.

Внимательно присмотритесь к тому, чем вас потчует телевидение. Ведь на обеденный стол вы ставите по возможности лучшие продукты. Но пища духовная гораздо важнее для нашего здоровья.

– А Интернет на благо нам дан?

– Это бездонный колодец. Там есть все: добро и зло. Проанализируйте, что вы оттуда пьете, при этом не забывайте, что человек на 90 процентов состоит из воды, а она, как известно, очень хорошо впитывает информацию, и вывод напросится сам собой.

– И какой выход видите из этой «круговой поруки пустомыслия»?

– Взамен антикультуры и деструктивного мышления необходимо предложить молодым варианты светлого будущего, образы положительного героя и сильной, процветающей России – это наиважнейшая тема для писателей, кинематографистов, художников. Конечно, здесь важна политическая воля. Подъем экономики невозможен без подъема духовного, нравственного, культурного. Это подтверждает вся история развития человечества.

На сегодняшний день в России церковь является единственным реальным носителем духовных ценностей (политические партии и общественные организации пока не накопили должного опыта). В посильной помощи церкви в ее деяниях и вижу смысл своей творческой деятельности на сегодняшний день. Недавно меня пригласили в совет по культуре г. Таллина. Работа его началась этой осенью, главная тема – молодежная. На данный момент готовится площадка для встреч и контактов русской и эстонской молодежи для того, чтобы они сами нашли точки соприкосновения и сумели преодолеть различия, так как им предстоит дальше вместе жить. Также проводим встречи с русскими молодежными организациями, делаем «круглые столы», приглашаем священников для выяснения позиций по вопросам культуры, этики, православия.

– Вернемся к вашему творчеству. Кроме православной темы, понятно, превалирующей, что еще занимает ум художника?

– Я снова тесно связан с Финляндией. Провел там выставку иллюстраций к эпосу «Калевала». Она прошла и по многим городам Эстонии. Это 29 работ, которые иллюстрируют замечательное произведение. Большинство финских критиков удивляются, как это русский художник так хорошо проникся идеей финского и карельского эпоса. Все очень просто – художник русский, но еще и вятский. А Вятка и вообще Волго-Вятский район – это место, откуда вышли многие угро-финские народы. Иные живут и по сей день. Поэтому темы, изложенные в «Калевале», мне близки на генетическом уровне.

Нынче весной русские художники из Эстонии – восемь человек – были на этюдах на пленэре в Михайловском. Десять дней плодотворной работы позволили нам сделать в центральном выставочном зале музея-заповедника А. С. Пушкина большую отчетную выставку по итогам пленэра. А первого ноября в Таллине открыли выставку картин о Михайловском, Тригорском. В православное Рождество эта выставка будет развернута в эстонском парламенте. Хочется познакомить парламентариев с творчеством русских художников в Эстонии. Все это делается для потепления взаимоотношений между русской и эстонской диаспорой. Так как на сегодняшний день это возможно только через культурный обмен. Торговые контакты заморожены и усугублены экономическим кризисом.

– Слушаю вас и понимаю, что творческий процесс постоянно сопряжен с самосовершенствованием…

– Приходится регулярно пополнять знания по истории культуры, православия, истории иконы. Читал лекции в воскресной школе по проблемам иконоборчества. Что это? В ранней истории православия были направления, которые отрицали написание икон, опираясь на второй пункт Завета, данного Моисеем на горе Синай, исходя из которого изображение Бога невозможно. Поэтому религиозные евреи никогда не писали икон. Но это из Ветхого Завета. В Новом Завете, после того, как Сын Божий Иисус Христос воплотился от Девы Марии, это стало возможным. Проблемы иконоборчества актуальны и по сей день, так как отдельные представители религиозных конфессий и сект отрицают любое изображение в храме и ставят иконопись в вину Русской Православной Церкви. Но иконопочитание, православная икона в целом – ярчайшее явление в мировой культуре.

– Какие планы на будущее?

– Ищу деньги на создание реставрационной мастерской, которая бы профессионально и систематически занималась иконами и иконостасами. Помещение уже есть, осталось решить вопрос с зарплатой реставраторам. Митрополит поставил меня куратором на строительство нового храма, который возводят российские предприниматели в эстонском порту Палдиски, в так называемом городе брошенных русских. Пока работаем над чертежами.

Постоянно пишу картины, участвую в выставках, творческий процесс не прекращается. Это помимо всего, что сказано. Это само собой.

– Ну и познакомьте котельничан со своей семьей.

– Семья она и есть семья. Забота о семье – долг мужчины. Все хлопоты с этим и связаны. Жена Лилия Айказовна периодически читает лекции для врачей и других категорий медработников по психологии, но главная ее забота – воспитание сына. Никита учится в 8-м классе. Надеемся, что закончит школу еще на русском языке (таких школ в Эстонии все меньше). С пяти лет занимается бальными танцами, участвует в конкурсах, чемпионатах, с выездом в Россию, Латвию. Ему это нравится…

Тамара ТОЛСТОБРОВА.


система комментирования CACKLE