Последнее обновление: 28 марта 2024 в 13:54
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
30 января 2009

Учить быть человеком — задача непростая

Рубрика: Образование.

В начале реформенных 90-х годов многое из советского прошлого было отринуто, в том числе и прежде всего идеология. О воспитательной функции школ перестали говорить. Но быстро спохватились: дать ребенку прочные знания — это важно. Только как же насчет доброты, порядочности, других нравственных ориентиров?

В кабинете директора Юрьевской школы Светланы Ильиничны Козловой среди наград последнего времени есть Диплом лауреата 1-й степени за победу в региональном этапе
IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений всех типов, которого удостоилась школа осенью прошлого года.

Еще до того, как я задала директору школы вопрос о том, что принесло успех в конкурсе, мне показался любопытным такой факт. Стенд в коридоре с новостями из жизни школы открывал листок с высказыванием А. П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». Почему, в связи с чем дали подумать ребятам над этим? Оказалось, это памятка-размышление только на этот день. На завтра будет другая «фраза дня» — «Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают». И уже другим цветом будет выведена она на цветном принтере. Не заметить невозможно. Так «пролистывается» постепенно, изо дня в день, книга умных мыслей мудрых людей. По-моему, здорово. Не может быть, чтобы в чью-то юную душу не запали они, не заставили поразмышлять.

— Мне трудно сказать, почему нас оценили в конкурсе, — говорит Светлана Ильинична. — Наверное, увидели, что не разовыми мероприятиями стараемся решать проблемы воспитания, а существует система, ведется анализ. Школа, которая в прошлом году отметила 140 лет, никогда не забывала о миссии «сеять разумное, доброе, вечное». Просто со временем от каких-то форм отказывались, но всякий раз сохраняя все то позитивное, светлое, что было наработано советской школой. И даже детское общественное объединение «Эскадра «Бригантина», пришедшее на смену пионерской организации, появилось у нас в числе первых в районе.

Директор — выпускница этой школы, и ей ли не знать, что здешние учителя всегда работали творчески.

— Из сегодняшних 12 учителей половина тоже окончили Юрьевскую школу. Впрочем, как и большинство родителей учащихся. Нам не трудно было сохранять традиции, систему воспитательной работы. Нелегко сегодня противостоять насаждаемым ТВ бездуховности, пошлости, жестокости. Пропагандируется культ выигрыша, тем самым размывается понятие труда. А ведь труд — основа формирования личности. Стремимся, чтобы наши дети уносили с собой воспоминания о доброй школе, интересных совместных делах, личных успехах. Учим уважению к прошлому, истории малой родины. В подготовке праздников, вечеров, конкурсов ребята не зрители, они активные участники. А это сплачивает, воспитывает чувство товарищества, ответственности. В принципе нашу школу можно назвать школой полного дня. С утра уроки, потом секции, кружки.

И как подтверждение этих слов директора отзыв о работе школы ее совета. Вот что пишет член совета матушка Татьяна, в миру Т. Н. Цепелева, мать шестерых детей: «Четыре года назад, когда мы приехали в Юрьево, меня приятно удивило то, что после окончания уроков до позднего вечера многие дети не спешат покинуть стены школы: в классах звучат детские голоса, слышны звуки фортепиано, в спортзале раздаются удары по мячу, крики болельщиков».

Одна из добрых традиций школы — проводить дни здоровья, турслеты. И здоровью польза, и хороший досуг. Весной проходит общешкольный турслет. Еще совсем недавно, когда учительский коллектив был помоложе, педагоги обязательно выставляли свою команду. Осенний день здоровья совмещает приятное с полезным. Начиная с первоклашек, все отправляются собирать плоды шиповника. И для чая витаминного, и для того, чтобы от сдачи собранного шиповника иметь какие-то деньги на нужды школы.

Зима, лето — время походов, водных, пеших, лыжных. Дым костра, песни, красивая природа дарят неповторимые впечатления. Вот и недавно желающие ребята и учителя на лыжах ходили в Юбилейный, в бассейн. Директор школы — сама заядлая туристка, в составе команды района выступает на областных учительских турслетах.

Здоровому образу жизни — большое внимание. Тому служит и спортивный городок с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками, беговой дорожкой, гимнастическими снарядами. Каждую зиму заливается горка для катания. Городок этот — детище учителя физкультуры Б. И. Смирнова, успешно развивающего традиции, заложенные своим коллегой В. И. Криницыным. Ученики не подводят. В прошлом учебном году в районной спартакиаде у школы было 4-е место, годом ранее — 3-е. Есть призеры у молодого тренера ДЮСШ А. В. Белолипецкого областных лыжных соревнований, по баскетболу.

Решая задачу воспитания, школа активно сотрудничает с библиотекой и Домом досуга, администрацией поселения. Светлана Ильинична отмечает, что с приездом отца Михаила усилилась роль церкви в духовном воспитании детей. Ненавязчиво ведет он с ними беседу о доброте, любви, взаимопонимании. Другой человек, другое слово, манера говорить — в результате доверительное восприятие.

Естественно, главную опору школа ищет в родителях, работает с семьями. Ведь в семье ребенок получает первые уроки нравственного поведения. Впрочем, безнравственного тоже. Большинство родителей с пониманием относятся к просьбам школы, касающимся помощи. Взять хотя бы такой пример. Летом в дошкольной группе построили вторую веранду. Или. Срочно понадобилось настелить в школе противопожарный линолеум — три дня папы усердно занимались этим. Два года назад мамы пришли на выручку, когда потребовалось покрасить стены. На этот раз в Новый год мамы сыграли ряд персонажей на елке для начальных классов.

Возможности для художественно-эстетичес-кого, интеллектуального развития учащихся, конечно, не те, что в городе. Да и подушевое финансирование вынуждает сокращать количество кружков. Многие годы все дети начальной школы и других классов ходили в музыкальный кружок, который вела
Т. Н. Новоселова. Учились играть на фортепиано, пели. Жалеют, что теперь она больше не может продолжать эти занятия. Есть в школе гитарный кружок. Тут Аурика Валерьевна Григорьевская, любительница гитары, выручает.

Светлана Ильинична отмечает творческую работу воспитателей дошкольных групп. Это они закладывают у детей первые понятия — что такое хорошо и что такое плохо. Здесь созданы мини-музей, изостудия, вынашивают задумку сделать театральную студию.

По словам директора, надежная опора — коллектив учителей. Отзывчивый на идеи, энергичный, способный воспринимать и претворять новое.

Сегодня в школе 65 учеников. Она по-прежнему в статусе средней, хотя в данный момент нет старших классов: 10-й не набрали, а 11-го пока просто нет из-за перехода начальной школы с 3-летней на 4-летнюю. Конечно, каждому из обитателей школы хочется, чтобы будущее ее не было грустным. По отзывам ветеранов-педагогов, она вообще не увядает, а с каждым годом расцветает. Не так давно ученикам 6 — 9-х классов предложили анкету на тему «Я и школа», содержащую 20 утверждений (такая же анкета предлагалась родителям и общественности). Половина утверждений получила оценку свыше 4 баллов. В том числе такие, что школа помогает умственному, интеллектуальному, физическому развитию, становлению и развитию характера, дает практические навыки для дальнейшей взрослой жизни. Подавляющее число ребят ответили, что ходят в школу без какого-либо принуждения. Утверждают, что она является для них вторым домом.

Не говорит ли это о том, что им в ней интересно жить?!

Елена ЩЕПЕЛИНА.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.