Последнее обновление: 23 апреля 2024 в 15:59
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
14 сентября 2012

Дорогами легендарной Прокошиной

Рубрика: Культура.

С 27 июля по 27 августа «Искорка» представляла Россию на фестивалях в Италии.

Да, тридцать шесть лет спустя народный ансамбль песни и танца «Искорка» проехал дорогами своего создателя. В 1976 году Александра Васильевна вывозила коллектив в Италию на 45 дней. Нынче, уже в другом составе, «Искорка» снова представляла Россию на фестивалях в этой прекрасной стране. С 27 июля по 27 августа продолжалось ее турне. Причем путешествие, по условиям фестиваля, впервые было на автобусе, что прибавило впечатлений от поездки – можно было не так спешно знакомиться из окна и с Белоруссией, и с Польшей, и со Словенией, Чехией, Австрией. В части этих стран ансамбль также бывал с А. В. Прокошиной.

Это еще в большей мере потребовало и без того высокой ответственности «Искорки» за свою миссию – свято почитание в коллективе первых учителей его, как и их традиций. Нынче не удалось перед поездкой заехать на могилу Александры Васильевны, что делается всегда перед дальней дорогой. И все-таки, не изменяя ритуалу, «искровцы» получили благословение создателей – посетили последнее пристанище А. М. Ронжина. В Юрьевском храме о. Михаил отслужил молебен о путешествии. Поездка удалась!

– При любом успехе воспитанный человек благодарит в первую очередь отца-мать, – начал разговор о поездке в Италию художественный руководитель «Искорки» М. А. Распопин. – Так и мы благоговеем перед именами «родителей» ансамбля. Поэтому ведущие итальянских фестивалей при представлении коллектива на каждом концерте называли А. В. Прокошину, В. М. Захарова, А. М. Ронжина.

– Эта поездка за границу, конечно, подарок судьбы, – продолжил рассказ Михаил Александрович. – Но следует подчеркнуть, что обеспечена она большой организационной работой. Государственный дом народного творчества (наш великий помощник и покровитель) написал письмо на имя губернатора области с просьбой направить ансамбль в Италию и оказать поддержку на транспортные расходы. С этого все и началось. И дума сельского поселения дала согласие на выезд. Районная администрация застраховала коллектив – а это 35 человек. При этом каждый из них копил в течение года 20 тысяч рублей на поездку.

От Искровского дома культуры нас правительство области отправило на автобусе до Минска. А там мы арендовали комфортабельный автобус для поездки за рубеж. Так же обратно вернулись. Проживание и питание в Италии были бесплатными.

…Вместе с Михаилом Александровичем в редакцию пришли поделиться впечатлениями о творческом турне главный хормейстер ансамбля Елена Аполлоновна Кононова (на снимке слева) и главный балетмейстер Анастасия Леонидовна Филимонова. Они принесли с собой награды фестивалей в Италии. Это десять дипломов, Кубок президента фестивалей итальянской секции международной организации СИОФФ Серджо Пиемонти, фестивальный «Оскар» – за сохранение традиций русской культуры, синтез хореографии, музыки и вокала, богатство костюмов, за представление культуры разных регионов России.

Действительно, в одночасовую программу – а выступления длились от 25 минут до часа – ансамблем были включены номера, отражающие культуру и юга, и центра, и севера России. Всего около 20 номеров. Разучили произведения принимающей страны. На всех концертах наши артисты радовали зрителей «Санта-Лючией» на итальянском языке и удивляли тарантеллой. По шесть комплектов костюмов возили с собой. Рядом с ансамблями из Кении, Чили, Перу, выступающими практически в набедренных повязках, «Искорка» выглядела очень красочно, насыщенно, оригинально, самобытно. К длинным косам наших девушек, как составляющей костюмов, к их шелковистой белой коже (на фестивалях было много представителей темной и желтой кожи) итальянцам хотелось прикоснуться. Они гладили девушек и приговаривали: «Беля, беля…» (красиво).

А привезенные награды – не манна небесная, они оправданы большим трудом участников ансамбля. Готовились к поездке тщательно. Репетиции, репетиции до изнурения. И пусть специалисты из искусства переговариваются между собой о том, что якобы «Искорка» уже не та, пусть видят в их творчестве какие-то недочеты (сам коллектив это воспринимает как позыв к действию), надо отдать должное ее нынешним руководителям. Сохранить коллектив, который идет уже к 40-летию, – дорогого стоит. И в наше-то время, когда не все профессионалы могут найти свою нишу в творческой мас-терской страны, «Искорка» верна традициям народного искусства, растит и растит каждое новое поколение самодеятельных артистов. А потому приятна вдвойне привязанность к нашему коллективу президента всех итальянских фестивалей С. Пиемонти, оказавшегося очень общительным человеком. «Мне понравились ваши песни. И девушки», – признался он.

Италия в августе – фестивальная страна. На площадях, в замках, у моря – повсюду проходят фестивали. Кажется, весь мир съезжается в это время в страну. «Искорка» получила официальное приглашение на пять фестивалей, но участвовала в десяти. Посетила 27 городов, в 22 дала концерты. Пятьдесят восемь выступлений, встреч, шествий, месс в церквах – таким плотным был график наших артистов.

Причем концерты начинались в 10 часов вечера (у нас уже полночь) и продолжались до 3 – 4 часов утра. Смещение временного рабочего графика, постоянные передвижения по стране – все требовало немалых физических сил. И, конечно, были регулярные репетиции по полтора-два часа. Если прибавить к этому более чем 40-градусную жару, 35 характеров, которые должны сосуществовать рядом длительное время, то нетрудно понять, что это был не заграничный отдых, а труд, труд и труд с жесточайшей дисциплиной. Представлять на таких форумах целую страну (ансамбль был единственным из России) для коллектива не новое дело. Но каждый раз чувство патриотизма всепоглощает наших артистов (хотя некоторые за рубежом оказались впервые и испытали это чувство с такой силой впервые). Поэтому, даже взобравшись на Альпы, «искровцы» прежде всего пели наш Гимн.

 Горы – о них особый сказ. Еще при подъезде в страну красота ландшафта вскружила голову. Ни в сказке сказать, ни пером описать! А тем более когда ездили на небольших автобусах (там им предоставляли свой транспорт) по серпантинным дорогам, взбирались по канатным – испытывали и экстрим, и наслаждение. Поднимались над морем так высоко, что исподволь читали «Отче наш».

Поразили наших артистов огромных размеров тоннели в горах – до пяти километров! Машины в них двигаются в два ряда со скоростью 80 – 100 километров в час. Очаровала лазурная красота морей (искупались и в Средиземном, и в Адриатическом морях), сказочность островов Капри и Сардинии, фантастичность водопадов.

Итальянцы старались показать гостям все свои достопримечательности, и это им удалось:

– Мы увидели, как можно благоустроить свою страну. Там все ухожено. В каждом поселении замок-крепость – центр его. Церкви стоят на самых высоких местах. На службах удивились тому, как хорошо итальянцы знают все молитвы – читают и поют. Люди улыбчивы, открыты. Мы были поражены их неторопливостью, спокойствием. Во время концерта организаторы могут остановить выступление и говорить, все невозмутимо слушают.

 – Вавгусте почти весь трудовой люд Италии находится в отпусках из-за изнуряющей жары. Днем окна домов плотно зашторены, чтобы не впускать в помещения пекло, а вечерами открыты, видно даже все внутреннее убранство, – делятся воспоминаниями мои собеседники. – В это время тщательно продумывается культурная программа для итальянцев. Везде афиши мероприятий, даже в деревнях.

А еще распродажи – черта италь-янской торговли. Совсем дешево можно купить все. Скидки до 80 процентов. Искушенные в этом иностранцы ездят в августе в Италию одеваться и отдыхать. Это страна фруктов, всего вдоволь!

Неизгладимые впечатления (творческий народ на то и творческий, что чувства их всегда открыты, всегда в работе, несмотря на физическую усталость) оставило у наших артис-тов шестичасовое передвижение по Средиземному морю на восьми-этажном теплоходе. Это гигантский лайнер – сотни автомашин можно погрузить на него. А такой комфорт можно только представить в самых смелых фантазиях.

Еще вспоминают, как пешком ходили из Словении в Италию – оператор МТС не успевал приветствовать: «Добро пожаловать в Италию», «Добро пожаловать в Словению».

– В одном из населенных пунктов мы заблудились после концерта, исходили около десятка километ-ров. Директор фестиваля нашел нас на мотоцикле. Там вообще нет стремления к габаритным авто, как у нас. Машины маленькие, много мотоциклистов. Это и потому, что улочки в городах узенькие, да и по горам легче передвигаться, – еще одно наблюдение собеседников.

Но вернемся к фестивалям. Первый фестиваль был организован в этой стране в 1985 году. С тех пор ежегодно приглашаются сюда фольклорные коллективы из разных стран мира. И одновременно проходит несколько десятков фестивалей, каждый имеет свою историю. Но суть их одна – культура, искусство не знают границ. Красота движений, красота голоса, красота музыки не нуждается в переводе. Конечно, фестивали несут определенную миротворческую миссию.

Артистам «Искорки» было приятно, когда их выступления сопровож-дались возгласами «Белиссимо!» (прекрасно!), «Грация! Грация!» (спасибо!). На каждом концерте они старались выложиться на полную. Впервые в этой заграничной поездке труд артистов пытались хотя бы немного оплатить, что поразило «искровцев». Таким образом им вернулось по пять тысяч затрат. Десять тысяч километров исколесил ансамбль на автобусе, пять с половиной – по Италии. Переживали, как выдержат. Выдержали.

 Возвращаясь обратно, заехали в Брестскую крепость. Это была ночь. Вечный огонь. Минута молчания. Прикосновение души к святому месту. Когда двигались по московской кольцевой, находясь четыре часа в пробке, пели песни Прокошиной (не было возможности заехать на кладбище). Через песню разговаривали с первым учителем. Мысленно делились с ней о нынешней жизни коллектива.

А мысли эти такие. Все сложнее выживать самодеятельным артис-там, вот и на итальянских фестивалях больше было профессиональных коллективов. Когда в стране идет дележ казны – гибнет культура. Есть мечта у коллектива – усилить инструментальную группу (обновить инструменты). Сегодня в ней баян, две домры, бас-балалайка, балалайка, ударные инструменты и барабан. Благодарны в коллективе исполнителям на этих инструментах – Л. Пахомовой, С. Маниной, С. Блиновой, В. Жданову, Н. Глушковой, Л. Патрушевой.

Многие девушки – участницы ансамбля – заканчивают нынче 11-й класс. А значит, предстоит очередное (постоянное) обновление коллектива. И надо научить так, чтобы не только удержать творческий уровень на взятой высоте, а подняться на новую ступень. Мир сейчас очень подвижен, искусство – тоже. Стоять на месте нельзя. Руководители ансамбля не теряют надежды, что они смогут выстоять (не имеют права не выстоять перед памятью создателей) в это сложное время, сохранить народные традиции.

В мечтах новые поездки за рубеж. Есть и приглашения. Надо работать и работать, чтобы мечты сбылись. И впереди новый юбилей – сорокалетие ансамбля в 2015 году. Надо творить! Да будет так!

Тамара ТОЛСТОБРОВА.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.