Последнее обновление: 5 апреля 2024 в 10:56
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
26 августа 2011

Образовательный тупик

Рубрика: Образование.

Путь учителя никогда не был легким. Сегодня он невыносимо тяжел. Учитель постоянно на перепутье, на развилке дорог. Требования растут, программы и учебники переписываются каждый год. Модернизациям и инновациям нет конца. 

«Как просвещать ум, чувства и сердца учеников при современных установках?» — задает себе вопрос учитель, подводя итоги прошедшего учебного года и готовясь к новому. Учитель знает: чтобы добиваться успеха, надо обучать и воспитывать одновременно. А что нам преподносят реформаторы? Уже одно то, что заменили вывески «Министерство просвещения» на «Министерство образования», «Школа» на «Образовательное учреждение», а ученик стал обучающимся, говорит о многом. Это отказ от единства образования и воспитания.

Откроем словарь В. И. Даля: «Просвещать — даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце». Современное же направление движения школы — это только передача знаний обучающемуся без нравственных для него ориентиров. Образование без воспитания.

Но и с образованием сегодня не все в порядке. Довелось мне на зимних каникулах встретиться с девятиклассницей из Москвы. Она ехала к бабушке в Киров. Мы разговорились.

— Лена, по какой программе вы изучаете литературу?

— Не знаю.

— Творчество какого писателя изучили?

— Пушкина, «Евгений Онегин».

— Ну и как?

— Это произведение мы поняли.

— А какое не поняли?

— Которое изучали раньше.

— А какое изучали раньше? Кто автор?

— Не помню.

— О чем произведение?

— Там все друг друга обманывают.

— Кто герои?

— Забыла.

— Может, Чацкий и Фамусов?

— Да-да, Чацкий.

— У Грибоедова в комедии что ни строчка, то пословица. Выписывали в тетрадь крылатые слова, заучивали их?

— Это какие?

— Например, «Ах! Злые языки страшнее пистолета». «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

— Нет, не учили.

— А монологи?

Перебрав все монологи, вспомнили «А судьи кто?». На предложение прочитать несколько строчек Лена ответила, что учила давно и все забыла.

— Какая оценка по литературе за полугодие? — поинтересовалась я.

— У меня по всем предметам «пятерки».

— А какие произведения последних лет читаете?

— Ничего не читаем. Времени нет. Почти по всем предметам задают презентации. Мы часами сидим в Интернете, ищем информацию для докладов и рефератов.

— Да, презентации — это очень модно. Их применяют к месту и не к месту, — говорю я. И разговор наш прерывается.

Так что же дает презентация? Ученик находит в Интернете информацию о творчестве писателя, где есть все фотодокументы, хронология, библиография. Но нет самого главного — души. Информация не вызывает душевных переживаний, и у ребят ничего не остается ни в голове, ни в сердце.

Да, наша задача — научить ученика добывать знания, использовать полученную разными способами текстовую информацию в своей работе и жизни. Самообразование — это ворота в образование. Но рядом обязательно должны идти воспитание и самовоспитание. Иначе мы получим биороботов, которым и чип вживлять в мозг не понадобится. (О форсайт-проекте «инновационного» будущего России «Детство-2030» можно прочитать в Интернете (http://rusk.ru/St.php?idar=43877 А. Разумовский).

Разве не биороботы направляют лазерные указки на самолет? Им закачали в головы большое количество информации из Интернета, передали сумму знаний в образовательном учреждении, но забыли сказать, что еще «душа обязана трудиться» и что без этого труда у человека наступает эмоциональная глухота.

Вспомним время, когда наша страна была самой читающей страной в мире! Когда мы рано утром занимали очередь, чтобы подписаться на собрание сочинений любимого писателя! Когда ученик знал творческий путь писателя назубок! Когда он восторгался его личностью! Когда, изучая произведение, он вместе с учителем смеялся и плакал, радовался и печалился, восхищался и негодовал! Когда он по собственному желанию заучивал наизусть страницы прозы и любимые стихотворения! Когда он инсценировал на уроке полюбившиеся эпизоды из произведения! Когда умел сформулировать собственное мнение и написать блестящее сочинение!

В связи с этим вспоминаю, как наш выпускник, отслужив в Чечне, пришел в школу и прямо с порога начал:

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал…

— Это приветствие? — смеюсь я. А он:

— Помните, у меня по литературе были спорные оценки, и вы сказали: хочешь получить за четверть «пятерку», учи «Мцыри». Почти всю поэму я выучил наизусть. И это мне очень пригодилось. Соберемся вечером в казарме — ребята уже кричат: «Иван, начинай!» Особенно любили слушать воспоминания Мцыри о родном доме, о его побеге из монастыря, о встрече с грузинкой и о сражении с барсом. А строчки «Я мало жил, и жил в плену/ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог..» повторяла вся рота. Дедовщины у нас не было.

— Это еще раз подтверждает то, что русское слово, русский язык — это та основа, где сосредоточиваются внутренние силы народа, идет воспитание национального характера. Против этой силы и направлена деятельность разрушителей России. Писатель Александр Проханов говорит: «У нас все, что происходит в последние 20 лет, — это истребление всего живого и мыслящего: науки, технологий, армии, военно-промышленного комплекса, народа» (АиФ, № 29, 2011, стр. 19). А на пропаганде расчета, на навязывании формул жизни «Полюби себя» и «Каждый за себя» вырастают целые поколения.

Поголовная компьютеризация, кризис чтения, исключение из программы лучших произведений русской классики, американизация речи, ненормативная лексика, придание слову нового значения привели к тому, что ребенок не понимает смысла многих слов.

Год работы в 5-м классе дал богатый материал для составления словаря «Мумбо-Юмбо». Вот несколько примеров. Брешь — берег, голенастый — с голыми ногами, горец — горбатый человек, горлинка — тот, кто катается с горы, гривенник — грива лошади, зной — дрожь, лосниться — сердиться, стеллаж — коврик, сургуч — старый человек, шевелюра — косматость…

Уроки внеклассного чтения из программы убираются. Но русская литература, русский язык, отечественная история, искусство, фольклор, увлеченность и вдохновение учителя и ученика, разумность — вот основа, на которой можно еще возрождать школу и искать выход их тупика. Сделать будет это нелегко: такого пренебрежения к учителю, недоверия к нему никогда не было. Вот примеры.

Выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку. Мне, классному руководителю, сопровождать детей до пункта назначения нельзя, так как я учитель этого предмета. Для такого случая у меня есть шутка: пока мы едем до Спицынской школы, я успею напомнить детям, что слова бюрократизм, формализм, идиотизм пишутся без мягкого знака! Это будет подсказка… Поэтому мне нельзя находиться с детьми в автобусе.

Школа проходит аккредитацию или аттестацию. Проводятся контрольные работы. Учитель не допускается. Какие задания выполнял ученик, знать ему не положено. Работы в срочном порядке увозятся, результаты не сообщаются.

Учителю не верят, унижают его, и он чувствует себя пешкой и лишним в образовательном учреждении. Но учитель выдюжит все, потому что великое терпение не покинет его никогда.

А. КУРШАКОВА, учитель русского языка и литературы Комсомольской средней школы, заслуженный учитель школы РФ.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.