Рубрики
Свежие комментарии
Погода
Важные ссылки
Полезные ссылки
Комментарии
Метки
Образовательный тупик
Путь учителя никогда не был легким. Сегодня он невыносимо тяжел. Учитель постоянно на перепутье, на развилке дорог. Требования растут, программы и учебники переписываются каждый год. Модернизациям и инновациям нет конца.
«Как просвещать ум, чувства и сердца учеников при современных установках?» — задает себе вопрос учитель, подводя итоги прошедшего учебного года и готовясь к новому. Учитель знает: чтобы добиваться успеха, надо обучать и воспитывать одновременно. А что нам преподносят реформаторы? Уже одно то, что заменили вывески «Министерство просвещения» на «Министерство образования», «Школа» на «Образовательное учреждение», а ученик стал обучающимся, говорит о многом. Это отказ от единства образования и воспитания.
Откроем словарь В. И. Даля: «Просвещать — даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце». Современное же направление движения школы — это только передача знаний обучающемуся без нравственных для него ориентиров. Образование без воспитания.
Но и с образованием сегодня не все в порядке. Довелось мне на зимних каникулах встретиться с девятиклассницей из Москвы. Она ехала к бабушке в Киров. Мы разговорились.
— Лена, по какой программе вы изучаете литературу?
— Не знаю.
— Творчество какого писателя изучили?
— Пушкина, «Евгений Онегин».
— Ну и как?
— Это произведение мы поняли.
— А какое не поняли?
— Которое изучали раньше.
— А какое изучали раньше? Кто автор?
— Не помню.
— О чем произведение?
— Там все друг друга обманывают.
— Кто герои?
— Забыла.
— Может, Чацкий и Фамусов?
— Да-да, Чацкий.
— У Грибоедова в комедии что ни строчка, то пословица. Выписывали в тетрадь крылатые слова, заучивали их?
— Это какие?
— Например, «Ах! Злые языки страшнее пистолета». «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
— Нет, не учили.
— А монологи?
Перебрав все монологи, вспомнили «А судьи кто?». На предложение прочитать несколько строчек Лена ответила, что учила давно и все забыла.
— Какая оценка по литературе за полугодие? — поинтересовалась я.
— У меня по всем предметам «пятерки».
— А какие произведения последних лет читаете?
— Ничего не читаем. Времени нет. Почти по всем предметам задают презентации. Мы часами сидим в Интернете, ищем информацию для докладов и рефератов.
— Да, презентации — это очень модно. Их применяют к месту и не к месту, — говорю я. И разговор наш прерывается.
Так что же дает презентация? Ученик находит в Интернете информацию о творчестве писателя, где есть все фотодокументы, хронология, библиография. Но нет самого главного — души. Информация не вызывает душевных переживаний, и у ребят ничего не остается ни в голове, ни в сердце.
Да, наша задача — научить ученика добывать знания, использовать полученную разными способами текстовую информацию в своей работе и жизни. Самообразование — это ворота в образование. Но рядом обязательно должны идти воспитание и самовоспитание. Иначе мы получим биороботов, которым и чип вживлять в мозг не понадобится. (О форсайт-проекте «инновационного» будущего России «Детство-2030» можно прочитать в Интернете (http://rusk.ru/St.php?idar=43877 А. Разумовский).
Разве не биороботы направляют лазерные указки на самолет? Им закачали в головы большое количество информации из Интернета, передали сумму знаний в образовательном учреждении, но забыли сказать, что еще «душа обязана трудиться» и что без этого труда у человека наступает эмоциональная глухота.
Вспомним время, когда наша страна была самой читающей страной в мире! Когда мы рано утром занимали очередь, чтобы подписаться на собрание сочинений любимого писателя! Когда ученик знал творческий путь писателя назубок! Когда он восторгался его личностью! Когда, изучая произведение, он вместе с учителем смеялся и плакал, радовался и печалился, восхищался и негодовал! Когда он по собственному желанию заучивал наизусть страницы прозы и любимые стихотворения! Когда он инсценировал на уроке полюбившиеся эпизоды из произведения! Когда умел сформулировать собственное мнение и написать блестящее сочинение!
В связи с этим вспоминаю, как наш выпускник, отслужив в Чечне, пришел в школу и прямо с порога начал:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал…
— Это приветствие? — смеюсь я. А он:
— Помните, у меня по литературе были спорные оценки, и вы сказали: хочешь получить за четверть «пятерку», учи «Мцыри». Почти всю поэму я выучил наизусть. И это мне очень пригодилось. Соберемся вечером в казарме — ребята уже кричат: «Иван, начинай!» Особенно любили слушать воспоминания Мцыри о родном доме, о его побеге из монастыря, о встрече с грузинкой и о сражении с барсом. А строчки «Я мало жил, и жил в плену/ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог..» повторяла вся рота. Дедовщины у нас не было.
— Это еще раз подтверждает то, что русское слово, русский язык — это та основа, где сосредоточиваются внутренние силы народа, идет воспитание национального характера. Против этой силы и направлена деятельность разрушителей России. Писатель Александр Проханов говорит: «У нас все, что происходит в последние 20 лет, — это истребление всего живого и мыслящего: науки, технологий, армии, военно-промышленного комплекса, народа» (АиФ, № 29, 2011, стр. 19). А на пропаганде расчета, на навязывании формул жизни «Полюби себя» и «Каждый за себя» вырастают целые поколения.
Поголовная компьютеризация, кризис чтения, исключение из программы лучших произведений русской классики, американизация речи, ненормативная лексика, придание слову нового значения привели к тому, что ребенок не понимает смысла многих слов.
Год работы в 5-м классе дал богатый материал для составления словаря «Мумбо-Юмбо». Вот несколько примеров. Брешь — берег, голенастый — с голыми ногами, горец — горбатый человек, горлинка — тот, кто катается с горы, гривенник — грива лошади, зной — дрожь, лосниться — сердиться, стеллаж — коврик, сургуч — старый человек, шевелюра — косматость…
Уроки внеклассного чтения из программы убираются. Но русская литература, русский язык, отечественная история, искусство, фольклор, увлеченность и вдохновение учителя и ученика, разумность — вот основа, на которой можно еще возрождать школу и искать выход их тупика. Сделать будет это нелегко: такого пренебрежения к учителю, недоверия к нему никогда не было. Вот примеры.
Выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку. Мне, классному руководителю, сопровождать детей до пункта назначения нельзя, так как я учитель этого предмета. Для такого случая у меня есть шутка: пока мы едем до Спицынской школы, я успею напомнить детям, что слова бюрократизм, формализм, идиотизм пишутся без мягкого знака! Это будет подсказка… Поэтому мне нельзя находиться с детьми в автобусе.
Школа проходит аккредитацию или аттестацию. Проводятся контрольные работы. Учитель не допускается. Какие задания выполнял ученик, знать ему не положено. Работы в срочном порядке увозятся, результаты не сообщаются.
Учителю не верят, унижают его, и он чувствует себя пешкой и лишним в образовательном учреждении. Но учитель выдюжит все, потому что великое терпение не покинет его никогда.
А. КУРШАКОВА, учитель русского языка и литературы Комсомольской средней школы, заслуженный учитель школы РФ.