Последнее обновление: 5 апреля 2024 в 10:56
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
31 октября 2008

Притяжение Антарктиды

Рубрика: Наши люди. Метки:

Хирурга Винокурова у нас знают многие, весть о его поездке в Антарктиду мигом облетела город. Было это два года назад, и вот он, целый, невредимый, вернулся домой, приступил к работе. Я побывал у него в гостях, и Сергей Геннадьевич поделился своими впечатлениями о том незабываемом путешествии.

Оказался в 52-й антарктической экспедиции, как это нередко бывает, по знакомству и… случайно. Надо заметить, что до него котельничане братья Эсауловы уже успели «засветиться» на Южном полюсе, и об одном из них, Владимире, мы писали в 2004 году. Исследование самого южного континента началось в 1900 году и всегда было сопряжено с немалыми трудностями. Да и сейчас, несмотря на новые возможности, зимовку в Антарктиде легкой не назовешь, в этом Сергей Геннадьевич убедился на собственном опыте.

Видавший виды научно-экспедиционный теплоход «Академик Федоров», 25 лет бороздящий моря и океаны, в ночь с 3 на 4 ноября 2006 года отправился из Питера в очередной рейс к берегам загадочной и потому притягивающей к себе далекой Антарктиды. На его борту среди двух с половиной сотен пассажиров и членов экипажа наш хирург Винокуров. Там он, задолго до встречи с холодным материком, уже приступил к своим медицинским обязанностям, которых за время почти двухлетнего путешествия было предостаточно. Через 45 суток, зайдя в Германию и обогнув Западную Африку, «Федоров» бросил швартовы в самом южном африканском порту Кейптауне.

За этот переход можно было вдоволь насладиться океанскими просторами, где стихия испытывает на прочность не только судно, но и людей. При прохождении экватора был традиционный праздник Нептуна с «крещением» новичков, всякими забавами и розыгрышами. Например, всем, и Сергею в том числе, к всеобщей радости, поставили специальную печать на обнаженную заднюю часть туловища, что засвидетельствовано на снимке. Кстати, фотографий он привез тысячи — чтобы пересмотреть на экране монитора, не хватит и целого дня. Компьютер-ноутбук, с которым Сергей Геннадьевич никогда не расстается, тоже зимовал с ним на полюсе и был верным помощником. Часть снимков сделано самим, но многие подарили коллеги-полярники, и не только наши, а и из других стран. В Кейптауне (ЮАР), известном своим передовым кардиологическим центром, где впервые в мире произвели пересадку сердца, стояли пять дней — заправлялись топливом, пополняли запасы продуктов, знакомились с городом. На самой южной точке африканского континента, у мыса Доброй Надежды, встречаются два океана, Индийский и Атлантический. И побывавшим там впервые выдали специальную бумагу-грамоту, удостоверяющую сие посещение. Позже Сергею вручили также удостоверение за № 0653 и нагрудный знак участника антарктической экспедиции.

От Кейптауна до Антарктиды уже рукой подать — всего-то две недели хода, и после первой на пути стали попадаться льдины. Дальше — больше, и уже ледяные поля с айсбергами проплывают за бортом неутомимого труженика науки «Академика Федорова». Волнение нарастает — на горизонте показалась земля, целый континент, погребенный под толщей льда и снега. Когда-то, сотни миллионов лет назад, он был совсем в другом месте и представлял, по мнению ученых, часть суперматерика Гондваны, который под действием тектонических сил раскололся на части, и каждая начала свое медленное движение.

Антарктида в то время находилась гораздо ближе к экватору, и климат был совсем другой. Ее покрывала буйная растительность, обитали неведомые существа, и даже динозавры, чьи окаменелости сейчас там находят палеонтологи. Но волею судьбы занесло горемычную Антарктиду на самую южную точку планеты, где солнце едва видно у горизонта. Тогда континент вместе с горами, долинами, реками покрылся толстенным слоем льда, достигающим в самом центре четырехкилометровой толщины. Морозы- жуткие. Лед растает лишь тогда, когда Антарктида снова «уплывет» в теплые края, надо только подождать несколько сотен миллионов лет…

На побережье, протяженностью 13 тысяч километров, расположены полсотни научных станций из 28 стран, и каждая десятая наша. Климат вполне приемлемый. Во время пребывания там Сергея Геннадьевича было особенно тепло. Летом, которое у них в декабре, январе и феврале (сейчас там весна), на солнышке термометр однажды показал даже плюс восемнадцать! И зимой было довольно сносно, лишь несколько дней доходило до -30 — сущие пустяки, по их меркам.

В смутные девяностые годы внимание россиян к Антарктиде заметно ослабло, половина из десятка станций пришла в запустение. Сейчас приходится наверстывать упущенное. Очень активны в последние годы китайцы, что и понятно, ведь там находится вся таблица элементов Менделеева. Это очень даже может пригодиться бурно развивающемуся нашему восточному соседу. Тем более, что побережье Антарктиды начинает все больше освобождаться ото льда. Это отмечают все, кто в экспедициях бывал не один раз.

Винокуров исполнял обязанности старшего врача станции, ему помогал врач-анестезиолог Владимир Брыжин из Ленинградской области. Вдвоем они обслуживали на трех станциях 40 полярников со всей России и среди них ни одной женщины, как впрочем и у китайцев. На станциях же других государств в составе экспедиций представительницы слабого пола были. Говорят, один раз немцы в качестве эксперимента на одной своей станции сформировали полностью женскую команду, но что-то там не заладилось и больше экспериментировать не стали. Видимо, суровые условия длительной зимовки в изоляции дали о себе знать. На Сергее лежала ответственность за здоровье полярников — в одном лице он был не только хирургом, но и терапевтом, невропатологом, стоматологом, офтальмологом, врачом СЭС и еще бог знает кем. На нем же и ведение всей документации. Кроме того, строго следил за качеством продуктов питания, приготовлением пищи, занимался вопросами охраны и гигиены труда — особенно это касалось строителей, работающих в летний сезон.

В Антарктиде своя специфика, о чем нельзя забывать. Над ней сильно истончен озоновый слой, защищающий Землю от солнечной и космической радиации — это и есть та самая коварная озоновая дыра. Поэтому находиться летом в солнечный день без защитных очков и специальной маски недопустимо — можно получить ультрафиолетовый ожог глаз и кожи. За полтора года работы на полюсе в медицинской части зарегистрировано свыше 600 обращений. Большей частью незначительные проблемы, и до серьезных хирургических вмешательств дело, к счастью, не доходило. Хотя один раз пришлось ликвидировать ущемление грыжи.

Сначала Сергей Геннадьевич год работал на восточном побережье на станции «Прогресс», затем на «Дружной» и на «Союзе». Расположены они примерно в сотне километров друг от друга, где основным средством передвижения являются вертолеты и самолет. На каждой станции свой снежный аэродром, который приходилось постоянно приводить в порядок. Этим занимались все, и медики тоже. Большую опасность представляют запорошенные снегом глубокие трещины-ловушки во льду, заделать их не так просто. Они создавали массу хлопот и на взлетно-посадочных полосах. Неизвестно, сколько полярников сгинули в них за годы изучения Антарктиды. Еще кто-то просто заблудился в бескрайних снежных просторах, где нет ориентиров и любая скала, до которой, казалось бы, рукой подать, на самом деле может находиться за десятки километров. В погожий день видимость достигает не одну сотню километров.

Интересным было общение с учеными, исследующими Южный полюс. Среди них специалисты в разных областях знаний. Они изучают магнитное поле Земли, ионосферу, климат, гидрологию, ледники, геологию континента и многое другое. Были дружеские встречи с полярниками других станций. На снимке Сергей с англичанами, побывавшими на так называемом «Полюсе Недоступности» — погребенной под слоем снега одной из первых советских станций, почти в самом сердце Антарктиды. На крыше домика был установлен бюст Ленина, и он чудом остался на поверхности — все остальное ушло под снег. Англичане пытались докопаться до двери, за которой, как гласит молва, должен быть спирт, да бросили эту затею.

В том районе расположена и действует наша станция «Восток», на которой зафиксирована самая низкая на планете температура около -90 градусов. На «Востоке» бурят скважину, изучают поднимаемые керны льда. Они помогут воссоздать картину климата за последние 250 миллионов лет. Прошли уже более трех с половиной километров и приближаются к озеру с реликтовой водой. Но пока работы приостановили, ждут решения специалистов. Говорят, есть вероятность столкнуться с неизвестными видами микроорганизмов, могущими быть опасными для людей.

Побережье практически лишено растительности, есть лишь мхи да лишайники. Животный мир несколько разнообразнее — интересны многочисленные любопытные пингвины, большие императорские, королевские и маленькие адели. Есть тюлени, огромные морские львы, поморники, буревестники, альбатросы, бакланы. В море — рыба. Видели китов. Как и на Севере, бывают полярные сияния — в ясную погоду практически каждую ночь. Красиво звездное небо, где совсем другие созвездия, и особенно впечатляет знаменитый Южный Крест. НЛО и всякие там тарелочки наблюдать не доводилось, и от полярников ничего такого не слышал, хотя уфологи уверяют — должна быть в Антарктиде их база…

Домой Сергей Геннадьевич вернулся только 2 июня 2008 года, на том же «Академике Федорове», доставившем смену полярников на 53-ю антарктическую зимовку. Обратный путь занял два месяца — приходилось заходить еще на ряд станций.

Теперь о рублях. Обыватели говорят о каких-то миллионах, которые якобы привез хирург Винокуров. Спросил об этом и я. Оказалось, что ничего подобного нет — во всяком случае, квартиру не купишь. Хватило лишь на то, чтобы семье одеться да сделать кое-какой ремонт — бюджетник он и на полюсе бюджетник. Больше получают геологи, строители и стажисты, прошедшие не одну зимовку. Труд медика оплачивается неоправданно скромно, да еще инфляция за два года «съела» значительную часть вознаграждения. Сергей очень удивился ценам, выросшим за время его отсутствия в два раза. На вопрос,«собирается ли снова побывать в Антарктиде, ответил, что не до того пока, не думал даже об этом. Одно дело смотреть по телевизору про Антарктиду, и совсем другое жить там.

Валерий ТОКАЕВ.
Фото автора и из архива С. Г. Винокурова.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.