Последнее обновление: 30 мая 2019 в 11:50
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Важные ссылки

Полезные ссылки

17 Июль 2010

Александр Жданов: «Котельничу жить и жить. А вот как – это уже наша забота»

Рубрика: Власть. Прочитано: 528

Год 65-летия Великой Победы отмечен огромным количеством больших и малых событий, но то, что произойдет на днях в Котельниче, даже для страны будет знаковым.

При нашествии немецких полчищ тысячи и тысячи ее жителей оказались в эвакуации. Они покидали родные края, не зная, что ждет в дороге, куда их привезут, где придется искать кров и хлеб. Зачастую последним кровом были или товарный вагон, в котором везли, или станция, на которой высадили.

Такой на пути следования эвакуированных была и станция Котельнич-1. Но только здесь, и нигде больше в России, взялись поставить памятник, на котором уже нанесены 2769 фамилий. Столько удалось установить, изучая документы отдела ЗАГС. Могилы эвакуированных — на высоком берегу Вятки, а мимо уже почти готового мемориала идут нескончаемой чередой поезда — на восток, куда в войну перевозили от страшной беды людей, и на запад — туда, где они когда-то жили…

— Да, самое главное событие — это пуск мемориала погибшим во время эвакуации, — говорит глава города Котельнича Александр Васильевич. Жданов. — Мы, взявшись за осуществление этой идеи благотворительного фонда “Земля Вятская”, даже не ожидали такого отклика в самом городе и за его пределами, считая, что это наш долг — увековечить память тех, кто не выжил в дороге и в эвакуации. Более того, мы еще имели в виду, что это были наши люди — они тоже обслуживали узловую станцию, были заняты на других городских работах, даже на похоронных — увы, в скорбный путь пришлось провожать многих россиян, оказавшихся вне пределов малой родины не по своей воле.

Как сложился список погибших? Сотрудник больницы Мария Семёновна Мартьянова каждый день ходила в ЗАГС с документами для регистрации смерти граждан, которые прибыли из прифронтовых регионов и умерли в дороге или по прибытии в город Котельнич. Как она выдержала, не представляю. Я, мужчина, не мог читать акты о смерти без слез. Вот написано: “Акиров Анатолий Дмитриевич, возраст — один месяц, дата смерти 08.11.1941 года, снят с эшелона (не указано какого); Круглов Борис, возраст — 10 месяцев, дата смерти — 11.11.1941, снят с эшелона из Москвы». Аж озноб по коже, честно говорю. Но и их имена занесены на доску памяти. 17 июля мы открываем мемориал, средства на который собирали всем миром, как и на недавно возведенные на берегу Вятки и городском кладбище деревянные часовни. И пожертвования коллективов, людей были светлые, искренние. Не хочу говорить о суммах — кто приносил десятку, кто сотню, кто тысячу, но на недавнее время жертвователей было более двух тысяч. А еще возведение мемориала оказалось важным для тех регионов, откуда людям пришлось отправиться в эвакуацию. Там находятся и родственники тех, чьи имена мы извлекли на свет божий из архивов.

Второе поколение до этого не знало ничего, кроме того, что родных посадили на поезд, он шел на Урал, а где, на какой станции случилась трагедия, не было и намека. А тут вдруг сообщают — ищите в списке своих родственников. И кто-то нашел. Уже узнали о судьбе своих близких родственники Новицкой Галины Васильевны, 14 лет, дата смерти 8 февраля 1942 года, снята с эшелона, эвакуированная из Ленинграда; Кишкиной Надежды Степановны, 18 лет, умерла 28 сентября 1942 года, из Котласа Архангельской области. Из рассказов родственников, Надежда была направлена в ноябре 1941 года на трудовой фронт под Вологду. По документам военкомата Надежда Кишкина числится в списках участников Великой Отечественной войны, направленных на оборонные работы под Вологду, за 1941 год.

Есть и другие примеры. И родные собираются приехать на открытие памятника, чтобы возложить цветы, как последнюю дань. И будут возлагать. Потому что появилось место, где это можно сделать. Ведь за 60 с лишним лет могилы почти утрачены.

Те объемы работ, которые нам нужно было осуществить по памятнику, впечатляют. Город выделил 1,6 миллиона рублей — сделали дорогу, заканчиваем благоустраивать сквер. Я низко кланяюсь Горьковской железной дороге, там на себя взяли объемы работ в несколько миллионов рублей. И наш красавец железнодорожный вокзал заиграет совершенно в другом свете. А памятник сознательно поставили на месте старого вокзала, который, что называется, все видел сам.

Открытие мемориала 17 июля будет для нас совершенно особым днем.

Разоружаемся и обновляемся

По прямой от Котельнича до Мирного, что находится по соседству со старым военным арсеналом, — всего ничего. А если сесть в электричку, то и пятнадцати минут в ней не проедешь, как окажешься на станции Марадыковский. Так называется и арсенал, где десятилетиями хранили химическое оружие. Программа его уничтожения идет полным ходом. И часть этой программы — социальное обустройство нескольких населенных пунктов нашей области. Благодаря ей в Котельниче решают проблему обеспечения питьевой водой, и скоро должны открыть лечебно-диагностический центр.

— Программа, к сожалению, несколько затормозилась, но в этом году все решения приняты, конкурсы объявлены. Заканчиваем строительство водовода, это — ни много ни мало — 186 миллионов рублей только в этом году. Плюс 60 миллионов рублей в оборонном заказе России на оснащение аппаратурой лечебно-диагностического центра. Его строительство закончено. Руководство Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия однозначно говорит, что намерения будут осуществлены и режим подачи воды с 6 до 9 часов и с 18 до 21 часа уйдет в прошлое. А качество воды с подземного источника у Шалеевщины исключительное. Будем брать в сутки до восьми тысяч кубометров. Запасы подтверждены, их не только на наш век хватит. Там три разведанных месторождения. Общая сумма средств российского бюджета на водовод для нужд горожан — без малого полмиллиарда рублей.

Город на федеральной трассе

Однажды по весне на дороге Киров — Котельнич наша “шестерка” утонула в “асфальте” всеми колесами. Если бы не водители четырех фур, решившие передохнуть в дальней дороге поблизости от места, где застряла машина, вряд ли бы скоро выбрались. Они подняли “тачку” и поставили ее на сухое место. Когда я слышала, что по дороге на Котельнич ездить стало невозможно, вспоминала этот случай. А тут ехать пришлось. И мы летели по трассе так, что душа пела: “Вот за такие дороги родину люблю”.

— В этом году федеральная трасса “Вятка” от Кирова до Котельнича будет полностью реконструирована, — говорит А.В. Жданов. И продолжает: — Более того, идут работы от Котельнича в сторону Вишкиля. Сегодня через Котельнич можно проехать в любую сторону — на Кострому, в Вологду, Питер, Нижний Новгород, Москву. Жаль, что остается одна проблема: не делают федеральную дорогу, которая проходит по самому городу, — это улицы Победы, Даровская, Советская. Так и хочется поставить шлагбаум и сказать: “Все!”. Почему-то считается, что это только улицы города. Тогда я отвечаю: покажите на своей карте, где проходит ваша трасса, если не по воздуху летаете эти восемь с половиной километров. Для дорожников-федералов потратиться на этот участок — дорого. А для нас?! В связи с тем, что это федеральная трасса, мы не можем уйти ни вправо, ни влево. И все время занимаемся ремонтом одних и тех же улиц- Даровская, Победы, Советская; Советская, Победы, Даровская. А другие страдают. Если бы эти улицы взяли на себя дорожники, обслуживающие федеральную трассу “Вятка”, то я 5 — 7 миллионов рублей, которые каждый год тратим только на них, перебросил на другие дороги, и город бы преобразился.

Свежие идеи для старого города

В девяностые годы было ощущение, что Котельнич так состарился, что ему уже ничего не поможет. Он хирел на глазах, из него буквально бежала молодежь, и одно время средний возраст его жителей оказался самым большим в нашей области. Но перемены пришли и сюда, в зеленый город на Вятке-реке.

Возобновилось заброшенное было строительство, возродили Алексеевскую ярмарку, начали говорить о перспективных проектах, например, о создании в Котельниче транспортно-логистического центра. И в связи с ним у главы города есть два намерения.

— Проект логистического центра — а город так удачно расположен, что он не может не сбыться — мы предлагаем инвесторам. Многие уже с ним познакомились, но реальных сдвигов пока не произошло. Сейчас, когда начали выходить из очередного глобального кризиса, им заинтересовались в Китае. С губернатором согласован состав делегации, которая поедет в августе в КНР для того, чтобы презентовать наш проект. Верим, что все срастется. Площадка давно выделена, проект, по сути, есть, дело за инвестором. Очень — очень сожалею, что не работает порт Котельнич. Для нас это ключевое звено. В свое время до 30 процентов доходов бюджета давал именно порт — гравий, песчано-гравийная смесь, песок добывали. Китайцы придут — возродим.

Интересующихся тем, что у нас происходит, очень много. Мы, наверное, одними из первых среди исторических городов области в этом году закончим и утвердим градостроительную документацию — генеральный план застройки города. Его нам делает Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики (Санкт-Петербург). Утвердили Правила землепользования и застройки города. То есть практически подготовили всю нормативно-правовую базу, чтобы этим заняться. До 2000 года, стыдно сказать, но в городе не было очистных сооружений. Стоки сбрасывали в черте города, а там через Вятку они попадали в Вишкиль, Нургуш. Никому это было не интересно. Мы эту тему закрыли. Не совсем, но в основном.

Меня сейчас больше волнуют котельные. Город старый, чуть не у каждого дома котельная.

Нашли во Владимирской области, в городе Коврове, котельное оборудование, которое работает на отходах лесопиления. И сегодня два мазутных котла в одной из котельных уже демонтировали. К следующему отопительному сезону должны запустить два котла на отходах леса. Освоим в этом году больше 20 миллионов рублей.

Мы ставим задачу, чтобы снизить стоимость гигакалории, и нам важна утилизация отходов лесопиления. Все окраины города завалены — леса, овраги — горбылем, опилом, щепой. При их использовании для отопления предприятия лесопереработки могут получить пусть небольшие, но доходы. В городе действует, и активно, один из лидеров лесопереработки — предприятие “Мос­промстройматериалы-Вятка”, где есть специалисты, которые сегодня уже работают на итальянских котлах, в которых сжигают отходы лесопиления.

А вообще мы замахнулись на программу энергосбережения по всему городу. По нашему приглашению в Котельниче побывали финны. С их помощью мы пытаемся принять участие в программе энергосбережения, которую предложило Правительство Российской Федерации. Они говорят, что город смогут отапливать 3 — 6 котельных, работающих на местных видах топлива. Мы поставили задачу посмотреть объемы отходов лесопиления, что будут нужны для отопления, и выяснить, сколько торфа потребуется. Два торфопредприятия — Гороховское и Светловское — находятся в 30-километровой зоне доступности и тем привлекательны. У финнов есть технологии, оборудование и есть фирма, которая занимается проектированием отопления населенных пунктов.

В Котельниче практически не существует централизованного горячего водоснабжения. А решая проблему более оптимального распределения тепловой нагрузки, сетей и прочего, используя местные виды топлива, мы хотим на “итого” получить круглогодичную подачу горячей воды.

Вообще, сегодня реформы идут быстрее. Взять жилищное хозяйство. В прошлом году через Фонд содействия реформированию ЖКХ мы получили средства на капитальный ремонт 44 домов и провели его. Едешь по городу, смотришь на дома — то тут, то там блестят новые крыши.

И сегодня людей, которых нужно убеждать, что необходимо создавать ТСЖ, в этих домах нет. А как ходили — убеждали. Глава города — глава администрации города — специалисты — по кругу. И в зале у себя собирали. Новое пробивается с трудом, но пробивается. Сегодня есть примеры, когда сами жильцы по собственной инициативе за собственные деньги оборудуют дворовые площадки. А мы, чтобы стимулировать этот процесс, выделяем гранты. Пусть они скромные, но получить на двор 10 — 20 тысяч рублей лишним никогда не будет.

Напоследок

Александр Васильевич Жданов у городского руля 13 лет. Принял город, как он говорит, когда дотационность бюджета была 80 процентов, а безработица превышала 3 процента. Сейчас, после пережитого кризисного 2009 года, безработица снова выросла. В 2008-м была 0,9 процента (да и то на бирже регистрировались в основном те, кто вообще предпочитает не работать, отмечает он), в нынешнем году — 2,2 процента (только на сезонной безработице 85 кочегаров, и этот нонсенс пытаются разрулить с областной службой занятости). Но основная масса предприятий работает практически с полной загрузкой. Так что будет о чем рассказать на открытии единственного в своем роде мемориала людям, которые тоже мечтали о лучшей жизни.

— Водится ли стерлядь в Вятке? Я вам такую историю расскажу.

1 июля этого года было 99 лет маршалу Советского Союза, бывшему министру обороны СССР Сергею Леонидовичу Соколову. А когда ему было 90 лет, он стал почетным гражданином города Котельнича — с младенчества жил здесь, закончил первую среднюю школу, и когда приехал в свои 90 в Котельнич, конечно, решил его посмотреть. На высоком берегу Вятки Сергей Леонидович вдруг воскликнул: “О, вот тут я стерлядку ловил”. Рыба была, есть и будет в реке, на которой стоит наш город. И Котельничу, в котором столько малышни — не можем устроить в детсады почти триста ребятишек, жить и жить. А вот как — это уже наша забота.

Надежда СОЗИНОВА, «Вятский край»



ФОТО

ВИДЕОРЯД


Рубрики

Поиск информации по категориям

Архивы

Поиск информации по месяцам

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Друзья сайта

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования