Рубрики
Свежие комментарии
Погода
Важные ссылки
Полезные ссылки
Комментарии
Метки
Александр Жданов: «Котельничу жить и жить. А вот как – это уже наша забота»
Год 65-летия Великой Победы отмечен огромным количеством больших и малых событий, но то, что произойдет на днях в Котельниче, даже для страны будет знаковым.
При нашествии немецких полчищ тысячи и тысячи ее жителей оказались в эвакуации. Они покидали родные края, не зная, что ждет в дороге, куда их привезут, где придется искать кров и хлеб. Зачастую последним кровом были или товарный вагон, в котором везли, или станция, на которой высадили.
Такой на пути следования эвакуированных была и станция Котельнич-1. Но только здесь, и нигде больше в России, взялись поставить памятник, на котором уже нанесены 2769 фамилий. Столько удалось установить, изучая документы отдела ЗАГС. Могилы эвакуированных — на высоком берегу Вятки, а мимо уже почти готового мемориала идут нескончаемой чередой поезда — на восток, куда в войну перевозили от страшной беды людей, и на запад — туда, где они когда-то жили…
— Да, самое главное событие — это пуск мемориала погибшим во время эвакуации, — говорит глава города Котельнича Александр Васильевич. Жданов. — Мы, взявшись за осуществление этой идеи благотворительного фонда “Земля Вятская”, даже не ожидали такого отклика в самом городе и за его пределами, считая, что это наш долг — увековечить память тех, кто не выжил в дороге и в эвакуации. Более того, мы еще имели в виду, что это были наши люди — они тоже обслуживали узловую станцию, были заняты на других городских работах, даже на похоронных — увы, в скорбный путь пришлось провожать многих россиян, оказавшихся вне пределов малой родины не по своей воле.
Как сложился список погибших? Сотрудник больницы Мария Семёновна Мартьянова каждый день ходила в ЗАГС с документами для регистрации смерти граждан, которые прибыли из прифронтовых регионов и умерли в дороге или по прибытии в город Котельнич. Как она выдержала, не представляю. Я, мужчина, не мог читать акты о смерти без слез. Вот написано: “Акиров Анатолий Дмитриевич, возраст — один месяц, дата смерти 08.11.1941 года, снят с эшелона (не указано какого); Круглов Борис, возраст — 10 месяцев, дата смерти — 11.11.1941, снят с эшелона из Москвы». Аж озноб по коже, честно говорю. Но и их имена занесены на доску памяти. 17 июля мы открываем мемориал, средства на который собирали всем миром, как и на недавно возведенные на берегу Вятки и городском кладбище деревянные часовни. И пожертвования коллективов, людей были светлые, искренние. Не хочу говорить о суммах — кто приносил десятку, кто сотню, кто тысячу, но на недавнее время жертвователей было более двух тысяч. А еще возведение мемориала оказалось важным для тех регионов, откуда людям пришлось отправиться в эвакуацию. Там находятся и родственники тех, чьи имена мы извлекли на свет божий из архивов.
Второе поколение до этого не знало ничего, кроме того, что родных посадили на поезд, он шел на Урал, а где, на какой станции случилась трагедия, не было и намека. А тут вдруг сообщают — ищите в списке своих родственников. И кто-то нашел. Уже узнали о судьбе своих близких родственники Новицкой Галины Васильевны, 14 лет, дата смерти 8 февраля 1942 года, снята с эшелона, эвакуированная из Ленинграда; Кишкиной Надежды Степановны, 18 лет, умерла 28 сентября 1942 года, из Котласа Архангельской области. Из рассказов родственников, Надежда была направлена в ноябре 1941 года на трудовой фронт под Вологду. По документам военкомата Надежда Кишкина числится в списках участников Великой Отечественной войны, направленных на оборонные работы под Вологду, за 1941 год.
Есть и другие примеры. И родные собираются приехать на открытие памятника, чтобы возложить цветы, как последнюю дань. И будут возлагать. Потому что появилось место, где это можно сделать. Ведь за 60 с лишним лет могилы почти утрачены.
Те объемы работ, которые нам нужно было осуществить по памятнику, впечатляют. Город выделил 1,6 миллиона рублей — сделали дорогу, заканчиваем благоустраивать сквер. Я низко кланяюсь Горьковской железной дороге, там на себя взяли объемы работ в несколько миллионов рублей. И наш красавец железнодорожный вокзал заиграет совершенно в другом свете. А памятник сознательно поставили на месте старого вокзала, который, что называется, все видел сам.
Открытие мемориала 17 июля будет для нас совершенно особым днем.
Разоружаемся и обновляемся
По прямой от Котельнича до Мирного, что находится по соседству со старым военным арсеналом, — всего ничего. А если сесть в электричку, то и пятнадцати минут в ней не проедешь, как окажешься на станции Марадыковский. Так называется и арсенал, где десятилетиями хранили химическое оружие. Программа его уничтожения идет полным ходом. И часть этой программы — социальное обустройство нескольких населенных пунктов нашей области. Благодаря ей в Котельниче решают проблему обеспечения питьевой водой, и скоро должны открыть лечебно-диагностический центр.
— Программа, к сожалению, несколько затормозилась, но в этом году все решения приняты, конкурсы объявлены. Заканчиваем строительство водовода, это — ни много ни мало — 186 миллионов рублей только в этом году. Плюс 60 миллионов рублей в оборонном заказе России на оснащение аппаратурой лечебно-диагностического центра. Его строительство закончено. Руководство Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия однозначно говорит, что намерения будут осуществлены и режим подачи воды с 6 до 9 часов и с 18 до 21 часа уйдет в прошлое. А качество воды с подземного источника у Шалеевщины исключительное. Будем брать в сутки до восьми тысяч кубометров. Запасы подтверждены, их не только на наш век хватит. Там три разведанных месторождения. Общая сумма средств российского бюджета на водовод для нужд горожан — без малого полмиллиарда рублей.
Город на федеральной трассе
Однажды по весне на дороге Киров — Котельнич наша “шестерка” утонула в “асфальте” всеми колесами. Если бы не водители четырех фур, решившие передохнуть в дальней дороге поблизости от места, где застряла машина, вряд ли бы скоро выбрались. Они подняли “тачку” и поставили ее на сухое место. Когда я слышала, что по дороге на Котельнич ездить стало невозможно, вспоминала этот случай. А тут ехать пришлось. И мы летели по трассе так, что душа пела: “Вот за такие дороги родину люблю”.
— В этом году федеральная трасса “Вятка” от Кирова до Котельнича будет полностью реконструирована, — говорит А.В. Жданов. И продолжает: — Более того, идут работы от Котельнича в сторону Вишкиля. Сегодня через Котельнич можно проехать в любую сторону — на Кострому, в Вологду, Питер, Нижний Новгород, Москву. Жаль, что остается одна проблема: не делают федеральную дорогу, которая проходит по самому городу, — это улицы Победы, Даровская, Советская. Так и хочется поставить шлагбаум и сказать: “Все!”. Почему-то считается, что это только улицы города. Тогда я отвечаю: покажите на своей карте, где проходит ваша трасса, если не по воздуху летаете эти восемь с половиной километров. Для дорожников-федералов потратиться на этот участок — дорого. А для нас?! В связи с тем, что это федеральная трасса, мы не можем уйти ни вправо, ни влево. И все время занимаемся ремонтом одних и тех же улиц- Даровская, Победы, Советская; Советская, Победы, Даровская. А другие страдают. Если бы эти улицы взяли на себя дорожники, обслуживающие федеральную трассу “Вятка”, то я 5 — 7 миллионов рублей, которые каждый год тратим только на них, перебросил на другие дороги, и город бы преобразился.
Свежие идеи для старого города
В девяностые годы было ощущение, что Котельнич так состарился, что ему уже ничего не поможет. Он хирел на глазах, из него буквально бежала молодежь, и одно время средний возраст его жителей оказался самым большим в нашей области. Но перемены пришли и сюда, в зеленый город на Вятке-реке.
Возобновилось заброшенное было строительство, возродили Алексеевскую ярмарку, начали говорить о перспективных проектах, например, о создании в Котельниче транспортно-логистического центра. И в связи с ним у главы города есть два намерения.
— Проект логистического центра — а город так удачно расположен, что он не может не сбыться — мы предлагаем инвесторам. Многие уже с ним познакомились, но реальных сдвигов пока не произошло. Сейчас, когда начали выходить из очередного глобального кризиса, им заинтересовались в Китае. С губернатором согласован состав делегации, которая поедет в августе в КНР для того, чтобы презентовать наш проект. Верим, что все срастется. Площадка давно выделена, проект, по сути, есть, дело за инвестором. Очень — очень сожалею, что не работает порт Котельнич. Для нас это ключевое звено. В свое время до 30 процентов доходов бюджета давал именно порт — гравий, песчано-гравийная смесь, песок добывали. Китайцы придут — возродим.
Интересующихся тем, что у нас происходит, очень много. Мы, наверное, одними из первых среди исторических городов области в этом году закончим и утвердим градостроительную документацию — генеральный план застройки города. Его нам делает Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики (Санкт-Петербург). Утвердили Правила землепользования и застройки города. То есть практически подготовили всю нормативно-правовую базу, чтобы этим заняться. До 2000 года, стыдно сказать, но в городе не было очистных сооружений. Стоки сбрасывали в черте города, а там через Вятку они попадали в Вишкиль, Нургуш. Никому это было не интересно. Мы эту тему закрыли. Не совсем, но в основном.
Меня сейчас больше волнуют котельные. Город старый, чуть не у каждого дома котельная.
Нашли во Владимирской области, в городе Коврове, котельное оборудование, которое работает на отходах лесопиления. И сегодня два мазутных котла в одной из котельных уже демонтировали. К следующему отопительному сезону должны запустить два котла на отходах леса. Освоим в этом году больше 20 миллионов рублей.
Мы ставим задачу, чтобы снизить стоимость гигакалории, и нам важна утилизация отходов лесопиления. Все окраины города завалены — леса, овраги — горбылем, опилом, щепой. При их использовании для отопления предприятия лесопереработки могут получить пусть небольшие, но доходы. В городе действует, и активно, один из лидеров лесопереработки — предприятие “Моспромстройматериалы-Вятка”, где есть специалисты, которые сегодня уже работают на итальянских котлах, в которых сжигают отходы лесопиления.
А вообще мы замахнулись на программу энергосбережения по всему городу. По нашему приглашению в Котельниче побывали финны. С их помощью мы пытаемся принять участие в программе энергосбережения, которую предложило Правительство Российской Федерации. Они говорят, что город смогут отапливать 3 — 6 котельных, работающих на местных видах топлива. Мы поставили задачу посмотреть объемы отходов лесопиления, что будут нужны для отопления, и выяснить, сколько торфа потребуется. Два торфопредприятия — Гороховское и Светловское — находятся в 30-километровой зоне доступности и тем привлекательны. У финнов есть технологии, оборудование и есть фирма, которая занимается проектированием отопления населенных пунктов.
В Котельниче практически не существует централизованного горячего водоснабжения. А решая проблему более оптимального распределения тепловой нагрузки, сетей и прочего, используя местные виды топлива, мы хотим на “итого” получить круглогодичную подачу горячей воды.
Вообще, сегодня реформы идут быстрее. Взять жилищное хозяйство. В прошлом году через Фонд содействия реформированию ЖКХ мы получили средства на капитальный ремонт 44 домов и провели его. Едешь по городу, смотришь на дома — то тут, то там блестят новые крыши.
И сегодня людей, которых нужно убеждать, что необходимо создавать ТСЖ, в этих домах нет. А как ходили — убеждали. Глава города — глава администрации города — специалисты — по кругу. И в зале у себя собирали. Новое пробивается с трудом, но пробивается. Сегодня есть примеры, когда сами жильцы по собственной инициативе за собственные деньги оборудуют дворовые площадки. А мы, чтобы стимулировать этот процесс, выделяем гранты. Пусть они скромные, но получить на двор 10 — 20 тысяч рублей лишним никогда не будет.
Напоследок
Александр Васильевич Жданов у городского руля 13 лет. Принял город, как он говорит, когда дотационность бюджета была 80 процентов, а безработица превышала 3 процента. Сейчас, после пережитого кризисного 2009 года, безработица снова выросла. В 2008-м была 0,9 процента (да и то на бирже регистрировались в основном те, кто вообще предпочитает не работать, отмечает он), в нынешнем году — 2,2 процента (только на сезонной безработице 85 кочегаров, и этот нонсенс пытаются разрулить с областной службой занятости). Но основная масса предприятий работает практически с полной загрузкой. Так что будет о чем рассказать на открытии единственного в своем роде мемориала людям, которые тоже мечтали о лучшей жизни.
— Водится ли стерлядь в Вятке? Я вам такую историю расскажу.
1 июля этого года было 99 лет маршалу Советского Союза, бывшему министру обороны СССР Сергею Леонидовичу Соколову. А когда ему было 90 лет, он стал почетным гражданином города Котельнича — с младенчества жил здесь, закончил первую среднюю школу, и когда приехал в свои 90 в Котельнич, конечно, решил его посмотреть. На высоком берегу Вятки Сергей Леонидович вдруг воскликнул: “О, вот тут я стерлядку ловил”. Рыба была, есть и будет в реке, на которой стоит наш город. И Котельничу, в котором столько малышни — не можем устроить в детсады почти триста ребятишек, жить и жить. А вот как — это уже наша забота.
Надежда СОЗИНОВА, «Вятский край»