Последнее обновление: 30 мая 2019 в 11:50
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Важные ссылки

Полезные ссылки

5 Июль 2010

Нельзя быть свободным без экономической независимости

Рубрика: Власть. Прочитано: 594

В марте во власти района появилось новое лицо — исполняющий обязанности главы района Андрей Мамаев. Он является депутатом районной Думы, заместителем председателя Думы. Основным местом работы у него по-прежнему остается руководство Юбилейной средней школой. Как видите, обе должности хлопотные. Это огромная нагрузка на исполнителя.

— Андрей Аркадьевич, позади сто дней после вашего вступления в должность исполняющего обязанности главы Котельничского района. Вы уже почувствовали разницу между депутатскими полномочиями и обязанностями верховного лица муниципалитета?

— Безусловно. И она большая. Прежде всего в том, что система управления районом строится так, что вся политика, которая определяется субъектом, то есть Кировской областью и ее правительством, направляется на главу района. Именно он должен принять решение, дать поручение главе администрации и, соответственно, проконтролировать наиболее важные стратегические вопросы. Когда я исполнял обязанности заместителя председателя Думы или главы района на время его отсутствия, то тогда я был исполняющим обязанности председателя районной Думы. Сейчас совсем иная ситуация. Действительно, ответственность двойная, когда приходится совмещать и директорский пост, и исполнять обязанности главы района. Ведь область никакого снисхождения в принципе не делает.

— Сейчас много говорят о ненужности, даже экономической нецелесообразности, двух главных фигур в управлении муниципальным объединением — главы района и главы администрации. Дескать, достаточно обязанности главы района возложить на одного из депутатов… На ваш взгляд, уместна ли такая постановка вопроса?

— Конечно, совмещение — довольно сложная процедура, в том числе и для меня. Я и так продолжаю работать в школе по 12 часов, прихватывая и субботу, и воскресенье. Потому что одну половину недели приходится уделять делам муниципальным. Физически бывает невозможно повсюду успеть, не принося урона одному из дел. Если оставлять главой района председателя районной Думы, то может снизиться ответственность Думы за исполнение своих решений. Так получается и сейчас, когда Дума собирается в начале года, то дает задание районной администрации, утверждает бюджет и т. д. Но не существует механизма, который бы возлагал на депутатов ответственность за каждое направление деятельности администрации. Глава района все-таки должен быть на освобожденной основе. Он стратег, определяющий и контролирующий все процессы на вверенной ему территории. А если брать существующий Устав района, то, согласно ему, глава района отвечает за деятельность районной Думы. На практике получается другое — главе приходится нести ответственность за все вопросы. Это истекает из того, что глава региона — губернатор — за все в ответе, и он определяет направление движения области. И на уровне района должна быть такая же система. И еще одна особенность. Наш район на 80 процентов дотационный, а это значит, что мы должны исполнять все условия, которые диктует область. Если говорить по закону, то реально можем управлять собственными средствами, т. е. 18 миллионами рублей из 245 миллионного бюджета. А по факту из 18 млн. рублей 15 уходит на заработную плату управленческого аппарата (вместе с поселениями). И это на местах, в поселениях немножко не осознают, считая, что могут распоряжаться своим бюджетом как угодно. А как может распоряжаться средствами Шалеевское сельское поселение, которое собирает собственных доходов 173 тысячи рублей, а на содержание главы поселения тратит 237 тысяч рублей. О какой самостоятельности может идти речь, если нет финансовой свободы.

— Отрезок времени, который прошел после вашего назначения, короток. Но тем не менее можно было разобраться, куда вы попали. И, наверное, наработали первый опыт. Каким он оказался?

— Прежде всего следует отметить, что мое назначение не было добровольным. Передо мной был выбор. Мне правительство области оказало доверие на управление районом. Если бы я не согласился как заместитель председателя районной Думы, то я должен был бы сложить свои полномочия. И тогда бы выбрали кого-то другого из оставшихся 13 депутатов. Но этот человек уже не был бы доверенным лицом правительства области. Сами понимаете, куда уводила такая ситуация. О смене руководства в районе решение принимал губернатор, и от него исходило согласование на назначение меня исполнять обязанности главы района. При этом мне были даны все полномочия, чтобы я не чувствовал себя временным…

Ввиду ограниченного временного пространства после моего назначения пришлось сосредоточить внимание на трех направлениях. Первое — проблемы жилищно-коммунального хозяйства (из-за чего и произошла смена руководства). В настоящий момент в районе два проблемных сельских поселения, Светловское и Биртяевское.

В первом тоже произошла смена главы. И сейчас ведется организационная работа. В поселении за последние годы заменены 80 процентов тепловых сетей. Больными вопросами остаются поселковая котельная и внутридомовые тепловые сети. Что касается котельной. Здесь существует несоответствие технологии сжигания торфа его качеству. В результате плохого торфа (сырой, мерзлый) нет возможности задействовать сразу три котла. Из-за высокой зольности приходится один котел останавливать и чистить. Подсушивающего устройства для торфа здесь не имеется, при котором топливо сгорало бы с наименьшими отходами. А два котла не могут поднять требуемую температуру теплоносителя — и в квартирах холодно. Внутридомовые системы 30 лет не промывались. И какую циркуляцию воды надо ожидать при забитых трубах? Эту проблему надо решать немедленно.

Имеется и негативный человеческий фактор. В поселке каждая четвертая квартира бесхозная, там никто не проживает. Чтобы навести порядок по этому вопросу, требуются время и настойчивость местной власти. Общий долг населения за услуги ЖКХ не уменьшается. Есть задолженности по 180 тысяч рублей на квартиру. Предъявлено исков на 2 млн. 600 тысяч рублей, а взыскано 354 тысячи. О чем-то это говорит? Имеется вариант по замене тепловой сети в квартирах. При условии создания в поселке товарищества собственников жилья и урегулирования всех юридических вопросов поселение может на эти цели получить 7 млн.

рублей. Естественно, 5 процентов из этой суммы должны заплатить собственники жилья, 6,4 процента — бюджет поселения, и муниципалитет — 420 тысяч. Вся остальная сумма придет из областного бюджета. Население поселка Светлого должно срочно принять ответственное решение, чтобы следующей зимой греться не жалобами, а новыми теплыми батареями.

В поселке Л. Искра главная проблема — неэффективная работа котельной. Подписано соглашение о намерениях администрации района с инвестором, который обещает построить к этой зиме модульную котельную на каменном угле в границах поселка. Инвестор сам будет котельную эксплуатировать, руководствуясь существующими тарифами.

Вторым направлением является осуществление административной реформы, главной задачей которой является повышение эффективности управленческой деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с ней должны сокращаться административные расходы органов местного самоуправления. Вводятся два показателя. Первый — об оценке эффективности деятельности этих органов. За 2008 год наш район был на 39-м месте из 44 муниципальных образований в области. Одной из причин неэффективной работы являются транспортная удаленность населенных пунктов и низкая плотность населения. Потому у нас и самое большое в области число сельских поселений — 21. Областью поставлена задача укрупнить сельские поселения, после чего их остается 10 с числом населения от 1 до 5 тысяч человек.

И только одно поселение, Чистопольское, не затронут таким укрупнением по причине своей удаленности (108 километров от Котельнича). В результате этого будут высвобождены денежные ресурсы. Но при всех новациях не должно страдать качество предоставляемых людям муниципальных услуг. Власть должна приблизиться к человеку, а не наоборот. Как такое будет происходить? Просчитываем варианты, будем работать, чтобы это реализовать к 2013 году.

Второй шаг административной реформы — объединение 10 сельских поселений с г. Котельничем. Власть на местах останется. Как объединение произойдет, пока не ясно. Примером может быть объединение в 2011 году города Вятские Поляны и района. При этом самое главное — экономическая основа объединения. К сожалению, сейчас в этом вопросе много противоречий. В частности, большинство юридических лиц зарегистрированы на территории Котельнича, а производственная деятельность осуществляется на территории района. Нужны взаимные экономические интересы, которые в конечном итоге и подтолкнут нас к объединению. И еще одна проблема решена в минувший отрезок времени. Ликвидировали непонимание между главой района и главами сельских поселений. У нас теперь есть взаимная ответственность за принятие и выполнение решений. Оформление их будет в виде соглашений по взаимопередаче полномочий.

Третье направление в моей работе оказалось самым трудным. Я имею в виду финансовое состояние района. Если по итогам третьего квартала 2009 года мы справились со своими обязательствами, в том числе по доходам и расходам, не имели кредиторской задолженности. Сейчас есть большая угроза возникновения кредиторской задолженности по итогам второго квартала. А это значит, что нам прекращаются межбюджетные трансферты с вытекающими отсюда последствиями. Мировой финансовый кризис отразится на бюджетах района и поселений в текущем году.

Если подводить итог сказанному, подчеркну — долгосрочные проблемы не могут быть реализованы в течение 100 дней. Держу слово, данное депутатам во время моего назначения: работать с такой же самоотдачей, как на посту директора школы.

— Андрей Аркадьевич, не могу не задать вопрос, который вы обсуждали с представителями правительства области совсем недавно. В районе существует проблема забоя скота в частном секторе для последующей самостоятельной реализации мяса на стороне. Для этого нужен специализированный убойный пункт. У частников скот растет, требуется его убой, а сделать это негде. Люди высказывают недовольство, ругают власть…

— Ужесточение требований по забою скота в частном секторе считаю чистым лоббированием интересов иностранных импортеров мяса. А в пределах района — на руку торговцам этим товаром из соседних с нами республик. Когда наши ветеринарные службы встали на букву закона, местные производители оказались к этому не готовы, хотя об этом предупреждали заранее. И до сего дня ничего не делается для организации цивилизованного забоя. На прошедшем совещании, о котором вы упоминаете, председатель СПК «Искра» С. С. Гущин пообещал провести корректировки убойного пункта на свинокомплексе и принимать свиней частников для забоя. А где забивать крупный рогатый скот? Ведь дело в принципе даже не в этом. Если уж колхоз «Путь Ленина» не может отправить быков-тяжеловесов на Кировский мясокомбинат, то что говорить об индивидуальном предпринимателе с его пятью-шестью свинками или бычком. Неорганизованный, стихийный рынок, к сожалению, имеет свои последствия — неконкурентоспособный вылетает из него. Мелкий товаропроизводитель, несмотря на все поддержки, не выдерживает. Почему? Потому что ему дало деньги государство на организацию производства, но не взяло на себя никаких обязательств по гарантированной реализации их продукции. Так не должно быть. Если я вырастил скот, то заказчик — государство — должен быть готов его у меня купить. Любое мелкотоварное производство будет у нас убыточно, так как мы находимся в зоне рискованного земледелия. Проблема с убоем скота на сегодня в нашем районе реально не решена. Она не проработана на уровне общего решения проблемы, но 10 миллионов рублей на строительство районного заготпункта нам не найти.

Вопросы задавал Юрий ВОЛОСКОВ.



ФОТО

ВИДЕОРЯД


Рубрики

Поиск информации по категориям

Архивы

Поиск информации по месяцам

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Друзья сайта

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования