Последнее обновление: 17 мая 2024 в 8:11
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
28 января 2010

Никита Белых: «Главное — взаимопонимание»

Рубрика: Власть. Метки:

Два часа общения с журналистами, десятки телесюжетов, публикаций в прессе и Интернете, откликов и комментариев… Откровенная и подробная пресс-конференция, посвященная подведению итогов первого года работы Никиты Белых в должности губернатора Кировской области, стала одной из центральных общественных тем января. Оно и немудрено: то, о чем говорил глава региона, касается жизни каждого жителя области. И, судя по словам Никиты Юрьевича, в наступившем 2010 году нам предстоит немало потрудиться над собой…

О проблеме номер один

— Главной проблемой Кировской области является низкая покупательная способность населения. Это тот показатель, по которому мы занимаем последнее место в ПФО. А именно — соотношение доходов населения и прожиточного минимума (стоимости жизни). Между тем у нас не самые низкие доходы в ПФО — есть регионы, в которых доходы ниже. У нас не самый высокий прожиточный минимум — есть регионы, в которых прожиточный минимум выше, но соотношение у нас самое плохое.

Дело в том, что регионы, которые по уровню экономического развития и уровню доходов находятся на одной позиции с Кировской областью или ниже, имеют принципиально иные масштабы по площади, иные проблемы, связанные с инфраструктурой. Вследствие чего там давно и гораздо в большем объеме решены такие задачи, как, например, газификация. И получилось так, что регионы, сравнимые с нами по экономическому развитию в плане доходов, обладают меньшим прожиточным минимумом, и, как следствие, покупательная способность в таких регионах выше.

Безусловно, нам надо работать над повышением доходов населения и снижением стоимости жизни. Если говорить о стоимости жизни, то основные ее составляющие — стоимость продуктов питания и услуг ЖКХ.

Понятно, что мы не можем вырастить более дешевую рожь, пшеницу, свеклу, чем наши южные соседи. Поэтому объективных предпосылок для снижения цен на продукты в части себестоимости у нас нет. Но конкуренция может сыграть в этом свою роль. Именно поэтому мы поощряли в 2009 году и будем поощрять в 2010 году наличие максимальной конкуренции, приход крупных операторов оптовой торговли (компании «Кеш энд Керри» и других ритейлеров).

Что касается услуг ЖКХ, то принципиально изменить их стоимость в целом по области возможно, прежде всего путем повышения уровня газификации. Вот почему много сил и времени было уделено решению этого вопроса. И одна из важных задач на 2010 — 2011 годы — строительство газопровода Кирово-Чепецк — Барамзы.

Теперь — о повышении доходов. Чтобы увеличить доходы работников бюджетной сферы, нужно соответственно увеличить и расходы бюджета. Поэтому ключевое внимание мы уделяем прежде всего развитию экономики рыночного сектора и, как следствие, повышению зарплат в нем.

Первое и главное — создание условий, в которых бизнесу будет интересно и выгодно работать на территории Кировской области. Второе — точечные шаги, связанные с приводом конкретного инвестора, на основании разного рода «заманиловок», чтобы он пришел и начал развивать свой бизнес в регионе.

С точки зрения создания общих условий, я считаю, что мы отработали неплохо. Законодательная, налоговая база, открытость власти к общению и с бизнесом, и с обществом — это все учитывается инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности региона. И, если посмотреть оценки различных рейтинговых агентств, это не осталось незамеченным. Например, в рейтинге журнала «Эксперт» (одно из ключевых изданий, которое оценивает инвестиционную привлекательность регионов) мы по потенциалу поднялись на 1 ступень (с 54-го до 53-го места), а по оценке инвестиционных рисков — на 18 позиций (с 71-го места до 53-го). Так что эту часть работы мы выполнили неплохо.

Хуже обстоят дела с проектами. Взаимодействие с инвесторами, предприятиями ведется, но бессистемно. В связи с чем мы приняли решение создать Агентство по инвестициям. Сейчас эта работа подходит к своему завершению.

И еще один важный блок я бы отметил — это местное самоуправление. Взаимодействие здесь достаточно полное, и в 2010 году мы будем делать все, чтобы повышать активность и инициативу органов местного самоуправления. Мы идем им навстречу, когда они не формулируют свои пожелания в виде «дайте денег и ни о чем не спрашивайте», а предлагают проекты, где предусматривают свое соучастие и говорят, какие проблемы планируют решить за счет областного бюджета.

Есть территории, где работа органов местного самоуправления поставлена правильно. Есть районы, где по объективным и субъективным причинам работа страдает. Мы заинтересованы в инициативе органов местного самоуправления, в том, чтобы они были как можно более самодостаточны и независимы — прежде всего финансово — от области. Так что тема передачи полномочий на уровень местного самоуправления стала одной из главных в 2009 году: транспортный налог, передача части сборов от акцизов, передача дорог на уровень местного самоуправления, поддержка самообложения и так далее.

О жилищно-коммунальном бизнесе

— Жилищно-коммуналь-ное хозяйство становится успешным бизнесом, который вполне выгоден частным операторам. Государство, в свою очередь, ответственно за обеспечение безопасности, предотвращение несчастных случаев, а также за регулирование тарифов. Мы должны найти партнеров, обладающих достаточным уровнем компетентности и необходимым объемом инвестиционных средств для решения тех задач, которые стоят перед жилищно-коммунальным хозяйством региона.

Любой процесс бизнес-планирования состоит из трех фаз. Первое — оценка ситуации, как она есть, для постановки четкого, понятного диагноза. Второй этап — определение ситуации, как должно быть, и третий этап — переход из ситуации «как есть» в ситуацию «как должно быть».

Так вот, ситуация «как должно быть» в сфере жилищно-коммунального хозяйства требует порядка 62 миллиардов рублей. Поэтому вопрос, связанный с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, повышением его эффективности, — это вопрос многих лет. Естественно, будут расставлены приоритеты и определены те точки, где эту работу необходимо вести в особом режиме.

Но важно, что эта работа не может быть сделана только с участием органов власти. В любом случае потребуются инвесторы, затраты — в формате либо тарифов, либо бюджета. В течение нескольких лет мы должны откуда-то взять 62 миллиарда! И даже если мы их возьмем из другого источника, они должны быть каким-то образом компенсированы. То есть жилищно-коммунальное хозяйство — это всерьез и надолго.

Естественно, в области идет работа по активному использованию альтернативных источников топлива. Это не просто дань моде, это необходимая ситуация, потому что при всех наших амбициозных задачах по газификации у нас есть территории, которые в ближайшее время не будут газифицированы ни при каких условиях: газификация — тоже бизнес. Если «Газпром» понимает, что надо вести газопровод-отвод за сотни километров, а там населенный пункт с численностью жителей 44 человека, которые, еще непонятно, будут платить или нет, то за такой бизнес он не возьмется.

Поэтому сейчас наша задача — прежде всего газифицировать те населенные пункты, где объективно есть экономическая жизнь, где есть платежеспособность. По другим территориям нужно смотреть альтернативные по отношению к газу форматы, и эта задача для нас — очень важная. В том числе и потому, что переход от мазута к биотопливу — плюс для природной среды. И это вопрос развития нашей торфяной промышленности и деревообработки, которые очень серьезно привязаны к вопросам потребления того, что, собственно, они производят.

Об уровне интеллекта и лени

— Один из руководителей органов власти, недавно приехавший из Чувашии, очень грамотно, мне кажется, подметил: у вятских людей IQ выше, но желания работать нет. То есть профессиональные качества отличные, но вот что-либо делать, менять не хочется. Уровень интеллекта в вятском крае выше даже, чем в среднем по России. Речь о другом — о некой пассионарности, то есть о желании что-то вообще преобразовывать. Собственно говоря, все великие достижения осуществляются пассионарными людьми, народами, конфессиями.

Проблема недостаточной пассионарности характерна для России в целом. Мне кажется, бороться с этим можно несколькими путями. Первое — системность и последовательность в действиях руководства. У многих до сих пор есть ощущение, что то, что я делаю, является элементом какой-то кампанейщины. Пока не укладывается в голове, что продажа губернаторского «Лексуса», собственное финансирование каких-нибудь проектов — все это не кампанейщина, а система.

Это, знаете, когда садишься на диету, организм первые дни думает, что это прикол такой, что скоро снова вкусно накормят. И только потом, спустя несколько дней, начинает понимать, что все серьезно. Здесь ситуация будет точно так же развиваться. Пока есть ощущение, что «барин позабавится и бросит». Когда это ощущение пройдет, тогда ментальный сдвиг будет возможен.

Тут важна работа средств массовой информации. Если главное впечатление о работе власти у населения складывается по информациям о гей-параде, это одно. Если жители области будут представлять системность действий власти по улучшению их качества жизни, это другое.

Еще один момент — завышенные ожидания. Я говорил, что больше всего опасаюсь «эффекта Обамы», когда пришел новый человек, и у многих людей сложилось ощущение, что завтра они должны проснуться в совершенно другом городе, совершенно другой области, а может быть, в совершенно другой стране. И когда этого не происходит по объективным причинам, возникает глубокое разочарование, и как следствие — депрессия, с которой мы постоянно боремся.

Поэтому сейчас очень важно в рамках информационной политики не формировать завышенных ожиданий, а приближать к реальности, даже если иногда она будет болезненна, будет сопровождаться нелицеприятными открытиями для самих себя.

Это жизнь, и мы должны понимать, что очень редко лекарство бывает сладким, а операция — приятной. Объективно социально-экономическая ситуация в области тяжелая, и, чтобы из нее выйти, требуются наши общие усилия. Не выйдет, что общество сидит и ждет, пока власть решит все проблемы. Я убежден, что понимание совместных задач является главной стратегической задачей в 2010 году.

Сказано

  • Ни о ком из предыдущих глав администрации области не хочу говорить плохо. С Н. И. Шаклеиным как членом Совета Федерации в регулярном режиме общаемся, решаем вопросы. Например, по проблемам газификации области. С В. Н. Сергеенковым пересекаемся. В принципе со многими опытными людьми, внесшими большой вклад в развитие Кировской области, мы работаем по различным направлениям. И скоро, например, возродим совет старейшин при департаменте здравоохранения.
  • У меня 2 диссертации. Экономическую (по экономике Кировской области) я защитил в 2009 году. Историческую — о Вятлаге — пишу и, надеюсь, к концу 2010 года закончу.
  • У меня есть договоренности с руководством страны, что я работаю отведенный мне срок. Через четыре года мне будет 39 лет. У меня есть профессиональные качества, репутация… И этих факторов мне достаточно, чтобы не думать, не волноваться о своей востребованности. Поэтому ни о каких новых проектах, политических задачах я на данный момент не рассуждаю. Моя задача — провести следующие четыре года максимально полезно для области.
  • Одна из особенностей Стратегии развития области до 2020 года в том, что тема гражданского общества выделена отдельно. Развитие гражданского общества — это очень серьезный ресурс и потенциал социального и экономического развития региона. Я убежден, что только в формате свободного, креативного, ответственного общества, не только понимающего свои права, но и осознающего свои обязанности, мы в состоянии ситуацию изменить.

Подготовила О. СОСНОВСКАЯ.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.