Последнее обновление: 19 марта 2019 в 10:51
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Важные ссылки

Полезные ссылки

28 Январь 2010

Никита Белых: «Главное — взаимопонимание»

Рубрика: Власть. Метки: Прочитано: 215

Два часа общения с журналистами, десятки телесюжетов, публикаций в прессе и Интернете, откликов и комментариев… Откровенная и подробная пресс-конференция, посвященная подведению итогов первого года работы Никиты Белых в должности губернатора Кировской области, стала одной из центральных общественных тем января. Оно и немудрено: то, о чем говорил глава региона, касается жизни каждого жителя области. И, судя по словам Никиты Юрьевича, в наступившем 2010 году нам предстоит немало потрудиться над собой…

О проблеме номер один

— Главной проблемой Кировской области является низкая покупательная способность населения. Это тот показатель, по которому мы занимаем последнее место в ПФО. А именно — соотношение доходов населения и прожиточного минимума (стоимости жизни). Между тем у нас не самые низкие доходы в ПФО — есть регионы, в которых доходы ниже. У нас не самый высокий прожиточный минимум — есть регионы, в которых прожиточный минимум выше, но соотношение у нас самое плохое.

Дело в том, что регионы, которые по уровню экономического развития и уровню доходов находятся на одной позиции с Кировской областью или ниже, имеют принципиально иные масштабы по площади, иные проблемы, связанные с инфраструктурой. Вследствие чего там давно и гораздо в большем объеме решены такие задачи, как, например, газификация. И получилось так, что регионы, сравнимые с нами по экономическому развитию в плане доходов, обладают меньшим прожиточным минимумом, и, как следствие, покупательная способность в таких регионах выше.

Безусловно, нам надо работать над повышением доходов населения и снижением стоимости жизни. Если говорить о стоимости жизни, то основные ее составляющие — стоимость продуктов питания и услуг ЖКХ.

Понятно, что мы не можем вырастить более дешевую рожь, пшеницу, свеклу, чем наши южные соседи. Поэтому объективных предпосылок для снижения цен на продукты в части себестоимости у нас нет. Но конкуренция может сыграть в этом свою роль. Именно поэтому мы поощряли в 2009 году и будем поощрять в 2010 году наличие максимальной конкуренции, приход крупных операторов оптовой торговли (компании «Кеш энд Керри» и других ритейлеров).

Что касается услуг ЖКХ, то принципиально изменить их стоимость в целом по области возможно, прежде всего путем повышения уровня газификации. Вот почему много сил и времени было уделено решению этого вопроса. И одна из важных задач на 2010 — 2011 годы — строительство газопровода Кирово-Чепецк — Барамзы.

Теперь — о повышении доходов. Чтобы увеличить доходы работников бюджетной сферы, нужно соответственно увеличить и расходы бюджета. Поэтому ключевое внимание мы уделяем прежде всего развитию экономики рыночного сектора и, как следствие, повышению зарплат в нем.

Первое и главное — создание условий, в которых бизнесу будет интересно и выгодно работать на территории Кировской области. Второе — точечные шаги, связанные с приводом конкретного инвестора, на основании разного рода «заманиловок», чтобы он пришел и начал развивать свой бизнес в регионе.

С точки зрения создания общих условий, я считаю, что мы отработали неплохо. Законодательная, налоговая база, открытость власти к общению и с бизнесом, и с обществом — это все учитывается инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности региона. И, если посмотреть оценки различных рейтинговых агентств, это не осталось незамеченным. Например, в рейтинге журнала «Эксперт» (одно из ключевых изданий, которое оценивает инвестиционную привлекательность регионов) мы по потенциалу поднялись на 1 ступень (с 54-го до 53-го места), а по оценке инвестиционных рисков — на 18 позиций (с 71-го места до 53-го). Так что эту часть работы мы выполнили неплохо.

Хуже обстоят дела с проектами. Взаимодействие с инвесторами, предприятиями ведется, но бессистемно. В связи с чем мы приняли решение создать Агентство по инвестициям. Сейчас эта работа подходит к своему завершению.

И еще один важный блок я бы отметил — это местное самоуправление. Взаимодействие здесь достаточно полное, и в 2010 году мы будем делать все, чтобы повышать активность и инициативу органов местного самоуправления. Мы идем им навстречу, когда они не формулируют свои пожелания в виде «дайте денег и ни о чем не спрашивайте», а предлагают проекты, где предусматривают свое соучастие и говорят, какие проблемы планируют решить за счет областного бюджета.

Есть территории, где работа органов местного самоуправления поставлена правильно. Есть районы, где по объективным и субъективным причинам работа страдает. Мы заинтересованы в инициативе органов местного самоуправления, в том, чтобы они были как можно более самодостаточны и независимы — прежде всего финансово — от области. Так что тема передачи полномочий на уровень местного самоуправления стала одной из главных в 2009 году: транспортный налог, передача части сборов от акцизов, передача дорог на уровень местного самоуправления, поддержка самообложения и так далее.

О жилищно-коммунальном бизнесе

— Жилищно-коммуналь-ное хозяйство становится успешным бизнесом, который вполне выгоден частным операторам. Государство, в свою очередь, ответственно за обеспечение безопасности, предотвращение несчастных случаев, а также за регулирование тарифов. Мы должны найти партнеров, обладающих достаточным уровнем компетентности и необходимым объемом инвестиционных средств для решения тех задач, которые стоят перед жилищно-коммунальным хозяйством региона.

Любой процесс бизнес-планирования состоит из трех фаз. Первое — оценка ситуации, как она есть, для постановки четкого, понятного диагноза. Второй этап — определение ситуации, как должно быть, и третий этап — переход из ситуации «как есть» в ситуацию «как должно быть».

Так вот, ситуация «как должно быть» в сфере жилищно-коммунального хозяйства требует порядка 62 миллиардов рублей. Поэтому вопрос, связанный с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, повышением его эффективности, — это вопрос многих лет. Естественно, будут расставлены приоритеты и определены те точки, где эту работу необходимо вести в особом режиме.

Но важно, что эта работа не может быть сделана только с участием органов власти. В любом случае потребуются инвесторы, затраты — в формате либо тарифов, либо бюджета. В течение нескольких лет мы должны откуда-то взять 62 миллиарда! И даже если мы их возьмем из другого источника, они должны быть каким-то образом компенсированы. То есть жилищно-коммунальное хозяйство — это всерьез и надолго.

Естественно, в области идет работа по активному использованию альтернативных источников топлива. Это не просто дань моде, это необходимая ситуация, потому что при всех наших амбициозных задачах по газификации у нас есть территории, которые в ближайшее время не будут газифицированы ни при каких условиях: газификация — тоже бизнес. Если «Газпром» понимает, что надо вести газопровод-отвод за сотни километров, а там населенный пункт с численностью жителей 44 человека, которые, еще непонятно, будут платить или нет, то за такой бизнес он не возьмется.

Поэтому сейчас наша задача — прежде всего газифицировать те населенные пункты, где объективно есть экономическая жизнь, где есть платежеспособность. По другим территориям нужно смотреть альтернативные по отношению к газу форматы, и эта задача для нас — очень важная. В том числе и потому, что переход от мазута к биотопливу — плюс для природной среды. И это вопрос развития нашей торфяной промышленности и деревообработки, которые очень серьезно привязаны к вопросам потребления того, что, собственно, они производят.

Об уровне интеллекта и лени

— Один из руководителей органов власти, недавно приехавший из Чувашии, очень грамотно, мне кажется, подметил: у вятских людей IQ выше, но желания работать нет. То есть профессиональные качества отличные, но вот что-либо делать, менять не хочется. Уровень интеллекта в вятском крае выше даже, чем в среднем по России. Речь о другом — о некой пассионарности, то есть о желании что-то вообще преобразовывать. Собственно говоря, все великие достижения осуществляются пассионарными людьми, народами, конфессиями.

Проблема недостаточной пассионарности характерна для России в целом. Мне кажется, бороться с этим можно несколькими путями. Первое — системность и последовательность в действиях руководства. У многих до сих пор есть ощущение, что то, что я делаю, является элементом какой-то кампанейщины. Пока не укладывается в голове, что продажа губернаторского «Лексуса», собственное финансирование каких-нибудь проектов — все это не кампанейщина, а система.

Это, знаете, когда садишься на диету, организм первые дни думает, что это прикол такой, что скоро снова вкусно накормят. И только потом, спустя несколько дней, начинает понимать, что все серьезно. Здесь ситуация будет точно так же развиваться. Пока есть ощущение, что «барин позабавится и бросит». Когда это ощущение пройдет, тогда ментальный сдвиг будет возможен.

Тут важна работа средств массовой информации. Если главное впечатление о работе власти у населения складывается по информациям о гей-параде, это одно. Если жители области будут представлять системность действий власти по улучшению их качества жизни, это другое.

Еще один момент — завышенные ожидания. Я говорил, что больше всего опасаюсь «эффекта Обамы», когда пришел новый человек, и у многих людей сложилось ощущение, что завтра они должны проснуться в совершенно другом городе, совершенно другой области, а может быть, в совершенно другой стране. И когда этого не происходит по объективным причинам, возникает глубокое разочарование, и как следствие — депрессия, с которой мы постоянно боремся.

Поэтому сейчас очень важно в рамках информационной политики не формировать завышенных ожиданий, а приближать к реальности, даже если иногда она будет болезненна, будет сопровождаться нелицеприятными открытиями для самих себя.

Это жизнь, и мы должны понимать, что очень редко лекарство бывает сладким, а операция — приятной. Объективно социально-экономическая ситуация в области тяжелая, и, чтобы из нее выйти, требуются наши общие усилия. Не выйдет, что общество сидит и ждет, пока власть решит все проблемы. Я убежден, что понимание совместных задач является главной стратегической задачей в 2010 году.

Сказано

  • Ни о ком из предыдущих глав администрации области не хочу говорить плохо. С Н. И. Шаклеиным как членом Совета Федерации в регулярном режиме общаемся, решаем вопросы. Например, по проблемам газификации области. С В. Н. Сергеенковым пересекаемся. В принципе со многими опытными людьми, внесшими большой вклад в развитие Кировской области, мы работаем по различным направлениям. И скоро, например, возродим совет старейшин при департаменте здравоохранения.
  • У меня 2 диссертации. Экономическую (по экономике Кировской области) я защитил в 2009 году. Историческую — о Вятлаге — пишу и, надеюсь, к концу 2010 года закончу.
  • У меня есть договоренности с руководством страны, что я работаю отведенный мне срок. Через четыре года мне будет 39 лет. У меня есть профессиональные качества, репутация… И этих факторов мне достаточно, чтобы не думать, не волноваться о своей востребованности. Поэтому ни о каких новых проектах, политических задачах я на данный момент не рассуждаю. Моя задача — провести следующие четыре года максимально полезно для области.
  • Одна из особенностей Стратегии развития области до 2020 года в том, что тема гражданского общества выделена отдельно. Развитие гражданского общества — это очень серьезный ресурс и потенциал социального и экономического развития региона. Я убежден, что только в формате свободного, креативного, ответственного общества, не только понимающего свои права, но и осознающего свои обязанности, мы в состоянии ситуацию изменить.

Подготовила О. СОСНОВСКАЯ.



ФОТО

ВИДЕОРЯД


Рубрики

Поиск информации по категориям

Архивы

Поиск информации по месяцам

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Друзья сайта

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования