Последнее обновление: 28 марта 2024 в 13:54
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
4 февраля 2021

«Трижды отличница»

Рубрика: Новости.

«Никто не верит, что мне 90», – этими словами встретила меня накануне столь почтенной даты котельничанка Дина Васильевна Холманских. Действительно, трудно дать ей, миниатюрной, подтянутой женщине, которая три раза в неделю занимается скандинавской ходьбой на городском стадионе, а потом садится поработать за ноутбук, реальный возраст. Тем более, когда её воспоминания интересны, а рассуждения полны здравого смысла.

В начале пути

В городе и районе Дину Васильевну знают многие: здесь родилась и выросла, а с 1954 по 2007 год преподавала в Кировском кооперативном техникуме. В 1998 году стала заслуженным учителем Российской Федерации. Накануне 90-летнего юбилея она была отмечена медалью «150 лет потребительской кооперации Кировской области».

– Нас было четверо сестёр у родителей, – вспоминает моя собеседница. – Мама работала фельдшером-акушером в железнодорожной амбулатории, папа заведовал государственным сортовым фондом в Котельниче и преподавал в школе колхозной молодёжи. Большое внимание они уделяли нашему образованию: убеждали много читать, при этом пересказывать, задавали вопросы, которые заставляли думать, размышлять. Квартира в доме на Пролетарской, 77 (сейчас 130) была слишком маленькой для большой семьи, поэтому мы с сёстрами забирались на полати, ложились и при свете керосиновой лампы, электричество тогда рано отключали, читали вслух русскую классику. Мама постоянно повторяла, что нужно обязательно получать высшее образование: считала, что с ним по жизни будет легче идти. А я поступила в кооперативный техникум, окончила его с красным дипломом и хотела идти работать, чтобы маме помогать. Но она была категорически против –
предлагала поступать в московский институт. Условия приёма в тот год были просто шикарными: без экзаменов, вне конкурса, со стипендией и общежитием. Пока я сопротивлялась, мама забрала мои документы, взяла двух младших сестёр (показать им Москву) и поехала в столицу определять меня на учёбу. Так я была зачислена.

Три красных диплома

Училась Дина старательно, получала повышенную стипендию, для начисления её легко зарабатывала 75 процентов пятёрок. Работала над своим вятским произношением – оно и тогда, и сейчас режет слух москвичам. До сих пор помнит интеллигентного студента-еврея, который как-то, показывая монету, спросил её:

– Дина, а что это у меня в руке?

– Чё-чё, рубель, конечно!

– Нельзя так говорить, Дина, нельзя…

За этот урок, как и за многие другие, которые ей преподносила жизнь, она премного благодарна. С красным дипломом института народного хозяйства имени Плеханова она могла получить распределение в Министерство промышленности или финансов, но сама выбрала родной кооперативный техникум в Котельниче. Более полувека преподавала бухгалтерский учёт, анализ и аудит; финансы, налогообложение, технику вычислений и некоторые другие дисциплины. В системе потребкооперации тогда было мало специалистов с высшим образованием, но Дина Васильевна параллельно с работой окончила заочно факультет педагогики Московского кооперативного института. Надо ли говорить, что тоже с отличием? Один из её многочисленных учеников, Евгений Иванович Стрельцов, так и сказал о ней: «Трижды отличница!»

 Жили вместе

С выходом на заслуженный отдых её жизнь обрела новый смысл. Ухаживала за больным мужем, Борисом Васильевичем. С ним судьба её свела на родной Пролетарской улице, жили почти рядом, знали друг друга с детства. Мужа, с ним прожили вместе 56 лет, она и сейчас, после его ухода из жизни, считает человеком с большим сердцем и несгибаемой волей. Её слова могут подтвердить многие горожане, которые были знакомы с Борисом Васильевичем лично. В разные годы он трудился на ремзаводе, возглавлял киносеть Котельнича и района, был директором быткомбината. Старался быть примером для сотрудников и для своих детей.

– Борис был внимательным, чутким, заботливым, – говорит Дина Васильевна. – Однажды Нина, наверное, классе в 8-м училась, решила порадовать родителей и испечь к нашему приходу хворост. Немного кипящего масла вылилось на плиту и вспыхнуло. Пламя поползло вверх на занавеске. Кое-как справившись с ним, испуганная дочка убежала к соседям. Помню, захожу я домой, чувствую запах горелого, бегом на кухню, стала было отчитывать Нину, а Борис одёрнул меня и, как будто ничего не произошло, сказал, что давно хотел побелить кухню да всё откладывал, тут прямо повезло.

Нина стала начальником управления образования в Кирово-Чепецке, сын Сергей заведует станцией детского творчества в Перми. У каждого из них по двое детей, уже есть внуки. Звонки в квартире Дины Васильевны раздаются постоянно. Себя она считает строгой и требовательной. Так же, как и её мама в своё время, она заставляла Серёжу и Нину читать и пересказывать, приучала не реветь и не ныть по пустякам; прямо говорить, чего хотят. Ремнём не наказывала, в угол ставила редко. Каждое лето у неё собиралось множество ребятни: приезжали племянники – дети младших сестёр из Мурманска.

 Палки на пользу

Дочь с мужем постоянно навещают Дину Васильевну, зовут к себе, но она твёрдо решила не быть ни для кого назойливой, тем более пока со всеми домашними делами справляется сама. Недавно всю квартиру вымыла, помогла украсить подъезд к Новому году, ходит в магазин, любит принимать гостей. Скандинавской ходьбой увлеклась в 2016-м, вскоре после смерти мужа. Рекордов не ставит, но упорно продолжает двигаться, «разминать все суставы». Считает, что именно движение помогает сохранить здоровье и бодрость духа.

– Что касается питания, то оно у меня разно-образное, – говорит Дина Васильевна. – Ем всё, но небольшими порциями, даже искровскую колбасу. С утра у меня всегда негустая каша на воде, с ягодами. Пью клюкву без сахара – она чистит кровь. Постоянно покупаю мягкие сыры Татарстана, сливочное масло, свиное сало, зелёный горошек мозговых сортов, квашеную капусту, мясо, рыбу. Когда в связи с пандемией запрещали выходить на улицу, с моим списком в магазин ходили соседи, приносили мне всё, что необходимо. С ними у меня замечательные отношения.

 Набраться сил

Удивительно, но свободного времени у долгожительницы немного. Она продолжает трудиться над родословной, сбор материалов для которой начала после выхода на заслуженный отдых. Её отец в начале войны получил бронь, но не стал её продлевать, хотя была такая возможность: «Мужики воюют, а я здесь отсиживаюсь? Как я им потом в глаза-то смотреть буду?» Некоторое время он находился в лагерях под Кировом, куда несколько раз приезжала жена со всеми четырьмя девчонками.

– Мы знали, что папу со дня на день должны были отправить на фронт, и караулили на вокзале все солдатские эшелоны с собранным заранее узелком с нехитрым провиантом, – вспоминает Дина Васильевна. – Несколько дней ходили, а потом отчаялись. Спускаем узелок в погреб, и вдруг звонок: «Папа вас ждёт на втором Котельниче!» Мы быстро, изо всех сил с маленькими сёстрами на руках устремились туда. Подбегаем к станции, а отец спрашивает: «А мама где?» А ей, оказывается, даже не сообщили. Он увидел её, когда проезжал мимо Котельнич-1: мама направлялась на работу, в эвакуационный пункт. Только и успел крикнуть: «Нина, хлеба!» Голодно тогда было очень. Она со всех ног кинулась к ларёчку, бежит обратно, а поезд уже тронулся. Мама бросила тогда буханку в последний вагон, а кому она досталась, неизвестно…

Это была последняя встреча Дины Васильевны с отцом. Четырнадцатого апреля 1943 года он погиб. Похоронен на западной окраине станицы Крымской в Краснодарском крае. Их мама так и не смогла туда собраться, её не стало в 1954-м.

– А мне удалось – любопытная очень была, – улыбается моя собеседница. – Направили меня как-то в командировку в Ростов-на-Дону членом комиссии по проверке их кооперативного техникума, отпросилась и съездила до этой станицы. Показали мне там огромную братскую могилу, в которой похоронены 1 800 солдат. Имя папы я нашла на надгробной плите. С тех пор стали навещать. Почти все там уже побывали. В последний раз – внучка Маша с мужем, года два назад. Вот думаю, и мне надо набраться сил и съездить к папе, несмотря на то, что дорога дальняя…

Ирина БУРКОВА.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.