Последнее обновление: 24 апреля 2024 в 16:43

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Присоединяйтесь к обсуждению
12 октября 2018

Когда один день даёт больше десяти лет…

Рубрика: Наши люди.

Благодаря выигранному ВятГУ гранту от федерального агентства «Росмолодёжь» вуз организовал учебно-тренировочный выезд на сборы по скалолазанию. Удалось отправиться в поездку только лучшим студентам Кирова да двум котельничанам: мне и Андрею Земцову. Местом проведения мероприятия стал посёлок Судак Республики Крым.

Наш лагерь был размещён на контрольно-спасательной базе Судака. Установив палатки, мы прямиком рванули к морю. Нет, не купаться, а фотографировать надвигавшийся на нас шторм.

Я не мог поверить, что море может быть таким жестоким, разрушать всё вокруг и одновременно восхищать красотой. Уже совсем не голубые и не прозрачные волны бились о прибрежные камни, пирс, волнорезы с такой силой, что холодные брызги достигали 6 метров в высоту. Приближавшийся из-за горизонта грозовой фронт «Суперячейка» просматривался на 100 процентов, и эту картину сложно описать словами – вдали виднелись разряды молнии, громовой разряд звучал, словно выстрел из пушки. Шквалистый ветер с сильным ливнем заставил нас покинуть пирс и укрыться в палатках. И остаток ночи мы провели в них под проливным дождём и разрядами молний.

Утро началось с яркого палящего солнца и шума волн. Наскоро позавтракав, мы с ребятами взяли в руки фотоаппараты и устремились на пирс. Небо было ясным, но море бушевало всё сильнее, завораживая взгляд. Сделав пару снимков, я принял решение сменить точку съёмки, спустился на берег, посмотрел, докуда бьёт волна, и расположился на безопасном расстоянии.

Просто не верилось, что довелось полюбоваться штормом в 5 баллов! Пена от разбивающихся волн приятно охлаждала ноги. Я стоял, увлечённый фотосъёмкой, и вдруг сквозь шум волн услышал голос с берега. Пока разглядывал, кто и что там мне показывает, большая волна разбилась возле, брызгами меня накрыло с головой. Когда вода отступила, начал выбираться на берег, спасать фотоаппарат, в душе с грустью осознавая, что на этом моя съёмка в путешествии, и не только в нём, закончилась. Чуть придя в себя после случившегося, я сильно расстроился. Ребята продолжали фотографировать, а мне пришлось любоваться штормом, сидя на камне и суша фотоаппарат.

Немного погодя мы вернулись в лагерь. Разложив вещи, бросился искать фен для сушки техники, а ребята заварили по кружечке горячего кофе и стали смотреть на горизонт. Не найдя фена, присоединился к ним. И не смог поверить глазам! Холодная воздушная масса на юге Европы смешалась с потоками тепла, струящимися с севера, что привело к образованию над Чёрным морем холодного высотного циклона. Вовлекаемый в него влажный воздух, испаряющийся с поверхности тёплого моря, сформировал мощную конвективную облачность, в результате образовался водяной смерч.

Не прошло и пары минут – он начал расти прямо на глазах, буквально за 30 секунд коснулся воды и начал увеличиваться, набирая мощь. Я наблюдал одно из лучших зрелищ на свете! Увиденное взбудоражило все чувства.

Вспомнив, что у меня есть подводный фотоаппарат, я схватил его и начал бегом взбираться на гору, чтобы запечатлеть представшую нам картину немного ближе, чем все, и с высоты. Моё восхождение заняло немного времени, но и этого хватило, чтобы упустить смерч, ведь он был очень большим и быстрым, поэтому мгновенно скрылся за скальным массивом, уйдя разрушать Феодосию.

Вернувшись в лагерь, я узнал что МЧС объявило штормовое предупреждение с 7 по 9 сентября, буквально через час в группе «ВКонтакте» пообещали сильные, местами очень сильные, дожди, грозы, град, шквалистый ветер до 22 м/с.

И это были не последние новости уходящего дня. Плавающий кран сорвало с якоря, он врезался в ограждения Крымского моста через Керченский пролив. В Керчи из-за сильного шторма потерпел бедствие буксир, запросил помощь спасателей, но прибывшие два корабля не смогли подойти близко и вскоре потеряли буксир из виду. Семь членов команды спасались на надувном плоту, просидев на нём до окончания шторма.

Приходившие в спасательную службу сводки не переставали удивлять всю ночь. Поразил масштаб шторма, происходившего возле Судака, в котором мы и находились. Разгул стихии натворил много бед. Так, в шести километрах от нас, по правую сторону, находится посёлок Новый Свет. Там два человека утонули, одной из них была красивая девушка 28 лет из Кирова, вторым – 13-летний мальчик, его сбило гребнем волны и унесло в море. Беду вовремя заметили, но реанимировать ребёнка не удалось. Без вести пропало 8 человек. Ближе к полуночи 7 сентября прошли две поисково-спасательные операции: почти в одно время в разных местах Крыма со скальных массивов сорвались две девушки.

Оценив масштабы катастрофы, вчетвером решили два дня попутешествовать по Крыму, разделившись на группы по два человека. Мы с Андреем Земцовым решили передвигаться на автобусах, а ребята из Кирова для полноты ощущений решили передвигаться ставшим популярным автостопом.

«Не делай мне нервы!» – именно этой фразой хочется охарактеризовать нашу посадку в рейсовый автобус. Поразила стоимость билетов на проезд по городу, от 11 до 18 рублей, а межгород обойдётся в 235 рублей.

Безумно жарило солнце, транспорт переполнен, духота, пассажиры нервничали, резал слух визг тормозных колодок. Долгая бесконечно виляющая серпантинная дорога через два часа доставила нас в Ялту.

Мы были в Крыму два года назад, но в каждом городе проездом, а потому не углублялись в быт людей и атмосферу, царившую на улицах.

Теперь перед нами стояла первоочередная цель – найти жильё. Вроде бы уже и не сезон, но сделать это оказалось не так-то просто. Заглянув в Интернет, получали лишь отказы, либо стоимость проживания за сутки в однокомнатном помещении превышала 3 тысячи рублей. Мы с Андрюхой решили просто походить по городу и попытаться решить проблему. Буквально через 50 метров нам встретился старичок с маленькой табличкой «Жильё». Подошли, спросили, в глазах пожилого мужчины загорелся огонёк, он привстал неспешно и начал беседовать. Дорога до его дома была недолгой.

Приняв душ и немного отдохнув от палящего солнца, мы вышли полюбоваться ночной Ялтой. В это время суток людей тут гораздо больше, чем днём, каждая улица живёт своей жизнью. Нас манили доносившиеся звуки живой музыки и яркие огни. Вышли на набережную – порт, пристань с пришвартованными яхтами, очень много музыкантов, художников, поэтов, трюкачей и, конечно, безумно вкусного жидкого мороженого. Проев все сэкономленные деньги и прогуляв всю ночь, мы возвратились домой отдохнуть пару часиков.

Проснувшись, направились на гору Ай-Петри. На ней планировали проводить закат, заснять ночную панораму Ялты и Алупки с высоты птичьего полёта.

Как уже многие побывавшие тут знают, существует несколько способов подъёма на вершину: на подъёмнике, автомобиле, пешком или автостопом.

Взобравшись на гору, приятно удивились тому, что все торговые шатры, палатки, домики убрали на три километра от вершины, на ней осталось только здание самого подъёмника.

Разбив палаточный лагерь в специально оборудованном месте, приготовили ужин. День близился к завершению, большие расстояния, особенно если их преодолеваешь в жаркую погоду, очень изматывают, да и на горе были облака, а это сильный, плотный, густой туман.

В сумерках выдвинулись на вершину горы Ай-Петри. Фотоаппарат мой так и не подавал признаков жизни, мне приходилось таскать с собой рюкзак с этим «трупом» постоянно, так как надежда на его возрождение жила во мне.

Пока ребята фотографировали, я ходил в стороне, наблюдал за происходящим, любовался красотой гор в ночи. Ничего не видно, мокро, скользко и ветрено…

На дороге показался силуэт довольно знакомой машины. Подойдя ближе, увидел автомобиль Михаила Жданова из Котельнича, а это значит, что парапланеристы «Крылья Вятки» приехали полетать в Крым. Как выяснилось позже, Миша спал, а остальные земляки ушли гулять на гору, так как погода не благоприятствовала полётам.

Темнеет в горах очень быстро, поэтому мы двинулись дальше. Облака, подсвеченные блеском огней Ялты, были прекрасны. Казалось, город накрыт пуховым одеялом, и по мере сгущения мрака вокруг он закутывается всё сильнее. Камни, ставшие влажными из-за высокой облачности, вносили свою изюминку в полифонию ощущений, испытанных нами за последние дни.

Сорваться и добавить себя в список жертв не очень хотелось, поэтому, отсняв материал, мы двинулись к палаткам. Дул сильный порывистый ветер, одежда стала влажной, холодной. Как вы думаете, что могло согреть в такую чудесную погоду на высоте 1 234 метра? Конечно, пуховой спальник на -20 градусов по Цельсию и газовая горелка в палатке. Я спал как младенец. За предоставленные удобства огромное спасибо директору центра культуры и туризма Котельнича Ольге Ковязиной.

Проснувшись чуть раньше ребят, заварил кофе и вышел на край обрыва полюбоваться рассветом. Облака, похожие на парное молоко, текли по небу. Не знаю, как они смотрелись внизу, но сверху это выглядело очень красиво.

Проснулись ребята, стали греться чаем, кофе. Вместе начали обсуждать план передвижений на день.

Думаете, утро начинается только с чудесных облаков? Вовсе нет. Из-за сосен, из-за гор вышли к нам две кабанихи размером с палатку и с ними дюжина маленьких хрюкающих поросят. Как говорится, ничто не предвещало беды ранним утром…

Тут нам вдруг стало тепло, даже ветер куда-то пропал. Что оставалось делать в такой ситуации? Те, у кого фотоаппарат был недалеко, побежали за ним и начали снимать. Естественно, я вновь почувствовал себя ущербно без фототехники и опять начал снимать на телефон.

Для получения наиболее выразительных снимков я на карачках полез к животным. Когда расстояние между нами составило чуть больше 8 метров, суровый взгляд одной из мамаш сосредоточился на мне. Запечатлев на паре снимков, как кабаны рыли землю в поисках еды, а малыши резвились и что-то искали, мы отошли чуть дальше и продолжали издали наблюдать, как эти милые зверушки завтракали плодами земли и неспешно покидали наш лагерь.

Немного погодя мы свернули лагерь и двинулись в путь. Теперь нас ждал Симферополь.

Раньше, услышав это название, люди радовались всей душой, а сейчас оно навевает уныние. Гуляя по городу, отметил, что Киров выглядит более ухоженным. Безумно жаль кинотеатр «Симферополь» – один из самых красивых и ярких архитектурных памятников крымской столицы. Ещё два года назад неработающий кинотеатр сдавали в аренду, сейчас же он зарезервирован и находится под охраной.

Вышли на набережную мелководной реки Салгир (это уже просто заросший ручей протяжённостью более 5 километров), проходящую через весь город. Зелёная зона, тропинки, ведущие из парка в парк, по ним гулять можно днями… Небольшой особенностью является то, что набережная оснащена подземными переходами, поэтому можно не переходить оживлённые автомобильные магистрали.

Дойдя до Воронцовского парка, мы решили немного передохнуть. На тропинке встретили белок, они весело скакали, играя шишками. Пока Андрей пытался сфотографировать зверьков, я с радостью гонял их по парку, бегая за ними по пятам.

Увидев часть крыши с очень старой черепицей, мы двинулись к зданию. Оказалось, это дом академика Вернадского, ухоженный и сохранённый. Подошли к калитке, я отворил её – было не закрыто. Мы насладились архитектурой данного сооружения. В доме нашли громаднейший телескоп, некоторые его части отсутствовали, но в целом он сохранился на 90 %.

Закрыв за собой калитку, прошли через Таврическую академию Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского и вышли к Крымскому водохранилищу. Это охранная зона, стратегический объект. Водохранилище очень сильно обмелело, примерно метров на 8 от своего максимального уровня пресной воды. А когда-то тут был пляж, плавали небольшие катера, продавали вкусное мороженое. Сейчас пустырь пустырём…

Немного поснимав, мы направились на автовокзал, пора было ехать в Севастополь.

Севастополь – это город воинской славы, гордость русского флота, это форты, батареи, потрясающая архитектура. Таким его хотят видеть приезжающие сюда. Но Севастополь совершенно не туристический город, поэтому он не оправдывает ожиданий. Как и все города Крыма, он потух, померк.

Часть пути мы проехали на такси, минимальная стоимость составляла 250 рублей. Немного отдохнув, вышли познакомиться с ночным городом. Красиво! По нему можно гулять вечно и всё же не обойти до конца. Где-то вдали раздавались раскаты грома, блистали молнии. Зашли подкрепиться крымскими чебуреками, которые стоят 70 рублей, но наедаешься на целый день.

Проделав неблизкий путь, пройдя пять бухт от Южной до Круглой, а это порядка 12 километров, мы поздно ночью вернулись домой. Нас ждал отдых, а затем поездка в Балаклаву.

Здесь мы были два года назад, и с тех пор ничего не поменялось. Сели в прогулочный катер и прибыли на пляж Инжир, находящийся на отдалении от Балаклавы. Пешим добраться туда проблематично также из-за гористой местности.

По прибытии ребята просто развалились и наслаждались отдыхом вдали от городской суеты. Ну а меня, как всегда, потянуло на приключения, поэтому двинулся изучать прибрежные окрестности.

Впечатлений долго искать не пришлось – немного походив по можжевеловым лесам, я вышел на нудистский пляж, там и остался до отбытия обратно. День прошёл великолепно, я почти перестал расстраиваться из-за того, что путешествую без фотоаппарата, так как каждый день запечатлелся в памяти и сердце.

Итак, мы направились в прекрасный город Евпаторию.

Сложилось впечатление, что мы переместились в Советский Союз годов 80-х: заброшенные здания, разбитые дороги, здания с пирсами, старые автобусы. При этом новые остановки с Wi-Fi и зарядкой для смартфонов.

Больше всего удивил менталитет горожан, вечно недовольных всем вокруг. Там все смотрят с каким-то подозрением, порой пренебрежительно.

Оставив рюкзаки, выдвигаемся на «красное» озеро, которое нам показала «Гугл-карта». Это завод по добыче соли. Специальные посаженные водоросли окрашивают воду в красный цвет.

Естественно, мы приехали далеко не в сезон, сбор соли уже начался. Мы взяли по камушку и двинулись в сторону дома. Неся соль в руках, почему-то решил её попробовать. Напрасно положил кусочек себе в рот! Только он попал на язык, как я моментально получил ожог лёгкой степени.

Дойдя до автостанции, мы приняли решение вернуться в лагерь и отдохнуть на солнышке два дня до отъезда. Решив не мучиться с пересадками и не странствовать в душных автобусах с нервными водителями, взяли такси и возвратились в Судак.

Утро для нас началось с похода в Новый Свет, на пешую тропу Голицына. Честно говоря, не думал, что она окажется столь людной. Утомлённый ходьбой, увидел медузу и полез в море немного охладиться и пофотографировать её под водой.

Вот что в этой ситуации могло пойти не так?! Я долго плавал, запечатлевая медузу, – она была похожа на огромный кусок желе, но стоило мне её только чуть затронуть, как она «заиграла» яркими голубыми маленькими молниями. Я увлёкся съёмкой пуще прежнего, увиденное меня поразило красотой. От ребят, занимавшихся дайвингом, узнал, что этот вид медуз обитает в глубинах моря, от побережья примерно в 200 метрах. Фотоаппарат под водой никак не садился, от частых глубоких ныряний у меня пострадали очки, и я решил выйти на берег.

Вынырнув, почувствовал резкую жгучую боль. Мне сказали, что лицо обгорело, из-за пребывания в солёной воде его жжёт. Терзаемый адскими муками, я начал ощущать, что глаза начали заплывать, а губы потихоньку неметь. Я утверждал, что со мной что-то не так, но ребята были увлечены ловлей небольших крабов. Самочувствие всё ухудшалось – язык тоже начал неметь. Я буквально умирал на палящем солнце, сознавая, что до автобуса надо пройти около 5 километров. Откуда ж мне было знать, что недавно довелось «пообщаться» с ядовитой медузой, единственным опасным их видом, обитающим на всём Чёрном море.

С большим трудом добравшись до лагеря, умылся прохладной пресной водой и лёг спать. На следующий день нас ждало испытание, которого все боялись: долгая дорога домой на автобусе…

Завершая рассказ, хочется процитировать Анатоля Франса: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома».

К. ЛОЖЕНИЦЫН.

Здесь находится вес фоототчёт о путешествии https://vk.com/album33660214_255430579

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.