Последнее обновление: 17 марта 2024 в 20:37
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
25 января 2018

Музею фотографии быть!?

Рубрика: Новости.

История возникновения музея фотографии в городе Котельниче – это целая эпоха возрождения. Многих именитых фотографов, начавших этот «вечный» процесс, уже нет с нами рядом, а идея продолжает жить. Духовное и материальное культурное наследие не нашло до настоящего времени официального признания. Редчайшие архивные фотоматериалы и экспонаты, имеющие важнейшую историческую ценность, кочуют из одного подсобного помещения в другое вместо того, чтобы заполнить собою выставочные залы и приносить людям пользу.

Создать музей фотографии в начале восьмидесятых годов публично предложил вятский фотохудожник и журналист Николай Александрович Шилов. По этому поводу в газете «Кировская правда» им была опубликована статья «Откройте музей фотографии».

На публикацию откликнулось руководство областного краеведческого музея заметкой в газете «Готовы принять» и приступило к сбору экспонатов и материалов у вятских фотографов, в целях открытия музея первоначально на площадях фотовыставочного зала на улице Воровского. Позже выяснилось, что они не собирались создавать музей фотографии, а под предлогом открытия значительно пополнили свои фотографические фонды.

Время шло, музей в Кирове не создали, а фотовыставочный зал и вовсе закрыли, разместив там Центр народных промыслов и ремёсел. Тогда Н. А. Шилов предложил своему другу Андрею Игошину создать музей фотографии в Котельниче. И только 7 октября 1994 года Вятский музей фотографии впервые был открыт. Это было приурочено к 70-летию Н. А. Шилова. В том же году осуществилась ещё одна заветная мечта фотомастера –издан альбом с его работами «Вятка – любовь моя». А через полгода выдающегося мастера Николая Александровича не стало.

Музей фотографии открылся на базе Котельничского выставочного зала. Через некоторое время возникла необходимость спасать родившийся в одно время с ним палеонтологический музей, который замерзал в здании бывшего кинотеатра «Родина» из-за отключения электроотопления. Андрей Александрович Игошин, заведующий Котельничским филиалом Кировского областного краеведческого музея, уступил половину экспозиционных площадей палеонтологам, и экспонаты слепков рептилий юрского периода стали неудобно соседствовать с выставочной галереей фотографий.

К тому времени уже в течение нескольких лет он один занимался реконструкцией здания на улице Урицкого. В доме № 12 с 1927 по 1973 год жил и работал писатель Леонид Николаевич Рахманов. Но районная администрация решила передать музей и его фонды на содержание музею истории крестьянства, что в посёлке Ленинская Искра, лишив его тем самым должной динамики развития. Здание по улице Урицкого стоит теперь без крыши, о принадлежности его к объектам культурного наследия теперь говорит лишь историческая табличка на старой кирпичной кладке да две мемориальные доски. А могло быть по-хозяйски обустроенным…

Спустя годы скромные фонды, накопленные на общественных началах за десятилетия, появились в Народном музее фотографии, так назвал новую обитель вятской истории и фотоискусства ученик Н. А. Шилова, основатель очередного музея Андрей Александрович Игошин. Но, как и прежде, уникальные экспонаты расположились в появившемся два года назад помещении на «птичьих правах». За это время в пустующем здании конструкторского отдела бывшего предприятия «Микрометр» Андрей Александрович в одиночку провёл косметический ремонт, установил выставочные витрины. Сейчас работает над оформлением экспозиции, распределяет фонды по витринам. Но знает, что в любой момент его могут попросить освободить помещение.

– Основам фотографии я начал учиться ещё в 1971 году у Майи Анатольевны Скурихиной, в то время ведущего фотокорреспондента столичной газеты «Правда». Я неоднократно приходил в редакцию, чтобы получить бесценный опыт. Майя Анатольевна, дочь знаменитого фотокора Анатолия Василь-евича, впоследствии и познакомила с Н. А. Шиловым, чтобы я не мотался в Москву. Отношения с Николаем Александровичем переросли потом в профессиональную дружбу, – говорит А. А. Игошин.

Самая большая экспозиция в музее будет посвящена легендарному человеку, А. В. Скурихину. Сохранился небольшой архив его фотоматериалов, подаренный им лично. Из биографии Анатолия Васильевича можно почерпнуть довольно много интересных моментов. К примеру, после окончания гражданской войны он закончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), московское учебное заведение, созданное в 1920 году. В его жизни произошёл случай, который сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе. Анатолий Василь-евич, решив поучаствовать в конкурсе фотографий, отправил свои самые удачные снимки в журнал «Советское фото», один из них «Водокачка зимой». В 1924 году его пригласили в Москву! А разглядела в нём талантливого человека главный редактор московской газеты «Правда» Мария Ильинична Ульянова, младшая сестра В. И. Ленина. С тех пор у А. В. Скурихина началась бурная журналистская деятельность, которая ещё более шестидесяти лет продолжалась в газете «Известия». Он объездил всю страну. Снимал, чем жили советские люди: коллективизацию в СССР в 20–30-е годы, Днепрогэс, Новокузнецк… Вторую половину жизни посвятил Сибири, летал на съемки строительства Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской гидро-
электростанций, на освоение целины.

В настоящее время воссоздана фотолаборатория Н. А. Шилова, организованная им на кухне однокомнатной хрущёвки. Все экспонаты и мебель подлинные, оборудование в рабочем состоянии – создан эффект только что вышедшего из комнаты фотомастера. По такому же принципу оформлен рабочий кабинет фотографа-анималиста котельничанина Владимира Петровича Мациевского. В настоящее время оформляется аналогичная по современникам.

Отдельно надо рассказать об интерактивных программах – их две. Первая называется «Волшебный фонарь», и она об истории возникновения фотографии, а точнее диапозитивной фотографии. Посетители смогут увидеть цветные и чёрно-белые диапозитивы, посмотреть диафильмы, которые в советское время родители показывали детям. Планируется показ «немого кино» в сопровождении тапёра вживую. Вторая программа, условное название которой «С фотоаппаратом по городу», предлагает экскурсантам пофотографировать во время последующих экскурсий плёночным фотоаппаратом под руководством инструктора, вернуться в аналоговую фотолабораторию музея, самим проявить фотоплёнку и напечатать с неё фотографии, которые можно взять с собой «на память».

Андрей Александрович Игошин надеется на то, что музей фотографии станет действительно народным и котельничане примут в его формировании самое активное участие, учитывая, что городская администрация полностью поддерживает идею создания такого музея в городе.

Вадим ВАЛОВ. Фото автора.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.