Последнее обновление: 23 апреля 2024 в 15:59
Сайт газеты Котельничский вестник, СМИ г. Котельнича

Рубрики

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

ПОДПИШИСЬ НА "КОТЕЛЬНИЧСКИЙ ВЕСТНИК"

Важные ссылки

Полезные ссылки

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
14 августа 2017

Живопись всегда на первом плане

Рубрика: Наши люди.

Писать о художнике непросто. Как, где найти слова, чтобы передать всю гамму чувств, что охватывают человека, когда он смотрит на картину? А их в доме Андрея Николаевича Ступникова много – наброски, эскизы, портреты и пейзажи в разных техниках исполнения смотрят со стен, лежат на стульях, прочей мебели и даже на полу. Немало специальной литературы, пачка нот, гитара… Все здесь говорит о том, что хозяин дома – человек неординарный, яркий, одаренный, что жизнь его во многом подчиняется каким-то своим законам, законам творчества и искусства.

Узнаете картину? Она называется «Алексеевская ярмарка», около двух лет назад была создана Андреем Николаевичем по просьбе краеведческого музея. С просьбой создать портрет к нему обращаются многие заказчики, понимающие: фотография и картина – вещи совершенно разные. Преобразившись под кистью художника, пройдя через призму его творческого видения, постепенно проявляясь на полотне, лица оживают, преображаются, становятся одухотворенными.

Нередко случается и так, что пришедшие за портретом люди сами становятся моделями художника. Например, Ольгу Быкову А. Н. Ступников считает своей музой, благодарен ей за рождение многих его работ.

«Это потрясающе, – делится эмоциями одна из заказчиц, – я позировала живописцу, ожидая малыша, и мой ребенок, возможно, когда-нибудь увидит эту картину!»

Жаль вот только, что в наше суматошное время немногие находят возможность для нескольких визитов к Андрею Николаевичу, порой приходится работать и по фотографии. Мастерство моего сегодняшнего собеседника побеждает эту проблему, и работы ничуть не становятся хуже из-за трудностей их создателя.

– С чего все начиналось? – интересуюсь я.

Усадив меня на чудный ретро-стул, благодаря реставратору приобретший уникальность шедевра, хозяин мастерской ведет неспешный рассказ.

Оказывается, творческая струнка была присуща и отцу, Николаю Васильевичу, который в свободное от работы и домашних дел время занимался конструированием. Собрал вертолет, лопасти его вращались в двух плоскостях, как у настоящего. Создал самолет, аэросани, вездеход на гусеничном ходу. Вместе с супругой Тамарой Никитичной вырастили пятерых детей, что само по себе является подвигом, свидетельством огромного самопожертвования.

Желание рисовать жило в душе, кажется, с раннего детства. Узнав, что в Котельниче открывается художественная школа, с мамой устремились туда. Три года занятий стали особым периодом жизни, во многом благодаря встрече с исключительным человеком, первым преподавателем
М. М. Одиноковым. Кроме живописи он увлекался резьбой по дереву, шил себе рубашки, чтобы создать эксклюзивную вещь, сделал 12-струнную гитару.

И вот окончен 8-й класс, нужно выбирать профессию. Выбирать? Да не нужно ничего выбирать, все ясно давным-давно – хочется поступить в Кировское областное художественное училище, сейчас Вятское имени нашего земляка-художника А. А. Рылова. Впереди довольно серьезные испытания: конкурс три с лишним человека на место, предварительная оценка комиссией созданных рисунков (с тем чтобы решить, стоит ли допускать абитуриента до экзаменов), проверка специальных и общеобразовательных знаний и умений.

Эта вершина покорилась юноше, и четыре года прошли в напряженных, с восьми часов утра до шести вечера, занятиях под руководством педагогов-профессионалов. Одним из них был Петр Саввович Вершигоров, участник войны, замечательный человек. Студенты бывали у него в гостях, черпая немало полезного для себя из источника его мудрости, любви к людям, опытности.

Выпустившись с направлением в институт, Андрей пошел в армию, понимая, что перед началом взрослой, самостоятельной жизни это испытание тоже надо пройти. Потом была работа в разных местах: выставочном зале, где совместно с коллегами оформляли выставки, проводили экскурсии, на трикотажной фабрике, во вневедомственной охране, психиатрической больнице… Жизнь диктовала свои условия. Шесть лет уничтожал химическое оружие на объекте «Марадыковский», а после сокращения стал монтером пути третьего разряда Горьковской железной дороги. Получил высшее образование по этой специальности – вот он, диплом Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, висит на стене в рамочке под стеклом.

Заметив, что взгляд мой упал на гитару, Андрей Николаевич предложил исполнить композицию. Немного печальные прекрасные звуки наполняют комнату, ласкают душу. Умолкает музыка, и в комнате царит тишина. Слова сейчас ни к чему.

Заставив себя вернуться к беседе, спрашиваю художника о тонкостях его профессии и требованиях времени.

– Выполнять заказ и проще, и сложней, нежели создавать картину по велению сердца, – делится он опытом. – Делаешь то, что хочет видеть человек. Творить для себя совсем другое дело. Жаль, что все мы торопимся, бежим, нет времени работать с душой. Конечно, в прошлом веке было принято ходить на пленэр, рисовать шедевры на лоне природы. Сейчас зачастую приходится использовать фотографию, ведь порой заказчик не может выкроить минутку даже на то, чтобы прибежать сфотографироваться. Но если живет в душе тяга к прекрасному, есть потребность сделать эксклюзивный и оригинальный подарок дорогому человеку, мы всегда находим выход из любой ситуации, а наградой становится желанная картина.

– Какое место в вашей жизни принадлежит живописи? – просто не могу не поинтересоваться.

– Конечно, она на первом плане. Все остальное только необходимость, – слышу в ответ.

Андрей Николаевич скромничает. Как и всякий одаренный человек, он увлекается многим: тонкий ценитель музыки (кстати, нотную грамоту освоил самостоятельно, когда учился играть на гитаре), цветовод и огородник. Вместе мы ходим по придомовому участку. Желтые ирисы, принесенные из заросшего сорняками оврага и прекрасно прижившиеся на этой гостеприимной земле, лилии, мальвы, так называемый девичий виноград, орешник, можжевельник, миндаль – да разве все перечислишь?

На прощание хозяин мастерской вновь играет для меня на гитаре. Большие красивые руки бережно и нежно перебирают струны, рождая щемяще-трогательные негромкие звуки…

Марина МОРОЗОВА.



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.