Последнее обновление: 7 августа 2020 в 15:09
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Важные ссылки

Полезные ссылки

24 марта 2009

Развивать экономику, жить динамично

Рубрика: Власть. Прочитано: 484

В пятницу, 13 марта, в городском Доме культуры состоялось расширенное заседание Котельничской городской Думы. Помимо депутатов, участие в нем приняли руководители предприятий и организаций всех форм собственности, представители общественности, жители города.

С докладом о социально-экономическом положении города в 2008 году и перспективах развития в 2009-м выступил глава города Александр Жданов. По решению Думы публикуем его с несущественными сокращениями.

Позади 2008 год, насыщенный многими важными событиями в жизни страны, области и города. В первую очередь, это выборы президента РФ, в ходе которых произошла консолидация общественно-политичес-ких сил вокруг кандидатуры
Д. А. Медведева. Значительный интерес региональных партий и движений был проявлен к окончанию полномочий губернатора области Н. И. Шаклеина и назначению на эту должность Н. Ю. Белых.

В городе укрепила позиции территориальная организация партии «Единая Россия», сформировав свою фракцию в городской Думе. Все большую роль стали играть профсоюзные организации, создав межотраслевой координационный совет. Активизировалось предпринимательское сообщество. Проведен учредительный съезд, избран коллегиальный орган.

Усилия городской Думы, администрации и других органов местного самоуправления были направлены на решение задач дальнейшего развития города, определение приоритетов и участие в республиканских и областных программах, привлечение дополнительных источников финансирования. Не осталась незамеченной деятельность депутатов Думы. Отмечается их высокая активность в решении местных проблем. Меньше стало политической ангажированности и «трескотни», улучшились информирование населения и качество принимаемых решений. Всего проведено 14 заседаний Думы, внесено 173 проекта, из которых 169 рассмотрено, а по 165 приняты решения. Они касались, в частности, вопросов: социальных (58), финансов и распоряжения муниципальным имуществом (74), тарифов и нормативов потребления услуг ЖКХ (10), муниципальной службы (15).

Принято и утверждено 7 муниципальных целевых программ, касающихся жилищного строительства в 2008 — 2011 годах, переселения граждан из аварийного жилфонда, развития малого бизнеса в 2008 — 2011 годах, обеспечения жильем молодых семей в 2009 — 2010 годах, поддержки и развития территориального общественного самоуправления в 2009 — 2012 годах, повышения инвестиционной привлекательности и привлечения новых технологий в экономику в 2008 — 2009 годах, развития здравоохранения в 2009 — 2011 годах. Приняты Правила благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе. По инициативе Думы и главы города проведено 6 публичных слушаний, в том числе по проекту Генплана Котельнича и его микрорайонов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Развитие промышленного потенциала обеспечивается реконструкциями и техническим перевооружением предприятий, освоением новых видов продукции, технологий, обновлением инженерной инфраструктуры, расширяющейся сетью банковских услуг, страховых компаний, наличием трудовых ресурсов, пополняющихся за счет притока трудоспособного населения из соседних районов.

За год банковские и страховые компании вложили в реконструкцию, строительство и приобретение офисов более 25 млн. рублей. Строится второй дополнительный офис «Хлынов-банка». Приобрести помещение под офис счел нужным «Вятка-банк» — разрабатывается проектная документация.

Развивается экономика. Хозяйственную деятельность ведут 396 предприятий и организаций. Несмотря на кризисные явления, отрицательно сказавшиеся на объемах производства в последнем квартале года, основные показатели превышают уровень 2007 года. Отгружено продукции собственного производства на 1 млрд. 355 млн. рублей, уровень 2007 года превышен на 16,6%. Оборот организаций по видам экономической деятельности к уровню 2007 года возрос: на 13,5% — в промышленности и производстве пищевых продуктов; на 37,9 — в текстильном и швейном производствах; на 44,7 — в изготовлении изделий из древесины; в 2 раза выросло производство деревянных строительных конструкций; на 7,1% — в полиграфии; на 24,4 — в производстве изделий из пластмасс; на 13,3 — металлических изделий; на 29,8 — в производстве асфальтобетонных смесей.

В строительстве оборот предприятий возрос на 33,1% и практически весь прирост обеспечен деятельностью ДЭП-2, которое строило дороги в Верхнекамском районе. Оборот организаций транспорта и связи возрос на 10,1%; железнодорожного транспорта — на 34,7%; розничной торговли — на 15,5%.

За год открыто вновь 22 магазина, из них только 3 — продовольственные, создано 48 рабочих мест. Оборот розничной торговли алкогольными напитками и пивом снизился на 3,9%, общественного питания возрос на 6,9%. Хранение и реализация нефтепродуктов возросли в 2,2 раза.

В феврале прошлого года начал работу с донорами плазмоцентр. Вновь введено 12 рабочих мест. Заготовлено 2,5 тонны плазмы. Квалифицировано 650 доноров.

Среднемесячная зарплата составила 9 698 рублей — на 23,1 процента выше, чем была в 2007 году. Бюджетная обеспеченность на душу населения составила 10,6 тыс. рублей, на 17,3 процента выше. Вклады населения в банках города равняются 445,7 млн. рублей — за год возросли на 3%. На душу населения приходится вкладов по 16,7 тыс. рублей.

Кредиты банков юридическим лицам составили 535 млн. рублей. Кредитование сократилось на 238 млн. рублей. Кредитование физических лиц возросло на 35,5 млн. рублей и составило 287 млн. рублей. На душу населения приходится кредитов по 11 тыс. рублей.

Предприятиями и организациями города на приобретение новых технологических комплексов и оборудования направлено 244,7 млн. рублей. ООО «Моспромстройматериалы-Вятка», ООО «Вымпел-М», ОАО «Янтарь», ДОАО «Котельничский мачтопропиточный завод», группа предприятий «Домофф» целенаправленно ведут реконструкцию производства, проектирование и строительство новых технологических линий и производств. Инвестиции в основной капитал по остальным предприятиям составили 54 млн. рублей. На шесть единиц новой техники обновлен городской пассажирский автотранспорт. Частными перевозчиками приобретено два автобуса и четыре «ГАЗели». В целом в развитие производства предприятия и организации, банки, страховые компании вложили более 270 млн. рублей.

Рост объемов производства ведет к развитию налогового поля, увеличению доходной части бюджета. В результате реконструкции, выхода на проектную мощность ООО «Моспромстройматериалы-Вятка» налоговые доходы горбюджета по НДФЛ возросли на 5,1 млн. рублей, земельному налогу — на 2,5 млн. рублей, налогу на имущество — на 147,8 тыс. рублей. Реконструкция и техперевооружение ООО «Дом-офф», ООО «Вымпел-М», ДОАО «Котельничский мачтопропиточный завод», ООО «Янтарь» позволили создать 76 новых рабочих мест.

НАЛОГИ И БЮДЖЕТ

В бюджетную систему мобилизовано 304,8 млн. рублей с учетом единого социального налога, что выше уровня 2007 года на 15,8%.

Бюджет города по доходам исполнен в объеме 284,9 млн. рублей, что на 12,6% выше уровня 2007 года. В общем объеме собственные доходы составили 57,1%, или выросли на 11,2%. Доходы от предпринимательской деятельности возросли на 26,3%.

За год проведено 14 заседаний комиссии по легализации зарплаты на предприятиях и у 156 предпринимателей. Работа проводится во взаимодействии с прокуратурой и налоговой инспекцией. В результате 38 организаций и 35 предпринимателей подняли зарплату до прожиточного минимума (среднеотрасле¬вого). Проведено 7 заседаний комиссии по легализации базы по налогу на прибыль.

Управление имуществом и земель¬ными ресурсами провело 12 заседаний комиссии по контролю за поступлением арендной платы за землю в бюджеты города и области. В результате внесена арендная плата в сумме 378,8 тыс. рублей. С начала года юридической службой управления предъявлено 39 исков на 706 тыс. рублей. В результате арендной платы и пени поступило 133,6 тыс. рублей.

Бюджет города по расходам в прошлом году исполнен в объеме 282,9 млн. рублей, что состав¬ляет 95,9% к уточненному плану. К уровню 2007 года учреждения образования получили средств на 26% больше, здравоохранения и спорта — на 16,3, культуры — на 1%. На жилищно-коммунальное хозяйство направлено 72,1 млн. рублей, выплату пособий по социальной помощи населению — 30,9, охрану окружающей среды — 5,6, местное самоуправление — 7,9 млн. рублей.

В течение всего года зарплата бюджетникам выплачивалась своевре¬менно, задолженности на 1 января нет. Не допущено и задолженности по отоплению и освещению. Просроченная кредиторская задол¬женность на 1 января нынешнего года погашена.

Добротное исполнение бюджета обеспечило финансирование в запланированных объемах 14 действующих муниципальных программ.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖКХ

На реконструкции водоснабжения города освоено 235,4 млн. рублей. Проложен 21 километр трассы водовода, линии электропередач, произведено обустройство скважин, строительство станции второго подъема воды. Водопропускная магистраль приведена в город. В настоящее время определяется набор объектов строительства на 2009 год, обеспечивающих прием воды в городе, что завершит первую очередь проекта расширения водоснабжения. Финансирование гарантировано.

В микрорайоне Первомайском завершена первая очередь строительства дороги, освоено 14,4 млн. рублей, вторая очередь рассчитана на 2009 год. Финансирование подтверждено.

Завершена реконструкция водопропускного сооружения для речки Балакиревицы. Стоимость проекта около 10,5 млн. рублей, освоение в прошлом году составило 500 тыс. рублей. Завершен проект по очистке русла речки Балакиревицы. Здесь предполагается освоить 982 тыс. рублей, подрядчик приступил к работам.

На дорожном хозяйстве освоено более 10 млн. рублей. Отремонтировано дорожное полотно улиц Комсомольской, Декабристов, Прудной, Лучистой, Победы, Советской, Кирова, а также тротуары улиц Садовой и Советской. Изготовлены вновь и установлены 2 автобусных павильона, 3 отремонтированы за счет средств местного бюджета. Всего на развитие инженерной инфраструктуры направлено 260,5 млн. рублей.

По программе реформирования и модернизации жилищного комплекса освоено 12,8 млн. рублей. В том числе на реконструкции муниципальных котельных — 10,5, теплотрасс — 217 тыс. рублей, ремонте водопроводных и водопропускных сетей — 600,9, установке теплосчетчиков — около полутора млн. рублей, капитальном ремонте жилфонда — 2,5 млн. рублей. Закрыты две угольные подвальные котельные (ул. Пушкина, 10 и Луначарского, 136).

Главной проблемой для города остается высокий тариф по теплоснабжению. Подходы к ее решению обозначены в статье С. Д. Большакова «Стандартный» шок. Как из него выйти?» в «Котельничском вестнике» за 3 марта. Я бы дополнил его еще одной существенной позицией. Полагаю, что необходима разработка общегородского проекта теплофикации, ориентированного на местные виды топлива, отходы лесопиления и торф. В первоочередном порядке это необходимо сделать по муниципальной котельной бывшего РТП и уйти от мазута, загрузив ее объемами котельной комбината «Зенит». Достаточно эффективные котлы, работающие на этих видах топлива, найдены. Нужны проект и 20 — 25 млн. рублей.

Существенной недоработкой органов местного самоуправления и управляющих компаний ЖКХ является неучастие города в привлечении средств федерального фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов в прошлом году. Мне уже дважды пришлось пояснять данную ситуацию правительству и губернатору области. В настоящее время в России нет более привлекательной программы, чем эта. На 1 рубль муниципальных средств мы получаем 16 рублей федеральных. Сейчас дело с мертвой точки сдвинулось.

С декабря прошлого по март нынешнего работники администрации и управляющих компаний провели 12 собраний с населением по микрорайонам и 236 собраний с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. В результате из 1 231 дома собственники 127 приняли решение о создании ТСЖ. Сейчас идет процесс регистрации ТСЖ в налоговом органе. На 12 марта зарегистрировано 54 ТСЖ, в которые вошли 72 дома. По оставшимся домам продолжается сбор недостающих документов, исправление замечаний регистрирующего органа.

В бюджете города на 2009 год обеспечено софинансирование на проведение капитального ремонта в сумме 1,9 млн. рублей, что обеспечивает привлечение 30 млн. рублей федеральных средств, как первоначально планировалось для Котельнича на четыре года (2008 — 2011). Для выполнения условий Фонда снижено количество многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении муниципальной компании. Создано дополнительно четыре управляющих компании с долей участия муниципалитета в уставном капитале 24%.

Для межевания земельных участков под многоквартирными домами в 2009 году выделено 280 тыс. рублей. Утверждена муниципальная целевая программа установки общедомовых приборов учета на 2009 — 2012 годы. Нынче для ее реализации будет выделено из бюджета 2,5 млн. рублей. Планируется установить 42 теплосчетчика. Поэтому спрос за эту позицию со всех причастных должностных лиц будет жесточайший!

СТРОИТЕЛЬСТВО

Развитие жилищного строительства обеспечивается подготовкой земельных участков, привлечением инвесторов к финансированию строительства жилья, созданием условий для индивидуального строительства. Под застройку домами усадебного типа отведено 25 гектаров земли, подготовлен проект планировки микрорайона, который был назван Первомайским, определены места под строительство объектов социального значения, инженерных сетей, начато строительство автодороги — продолжения ул. Тургенева, произведена щебеночная отсыпка дорожного полотна по ул. Лучистой, что способствует интенсивному освоению территории микрорайона.

За минувший год сдано в эксплуатацию 2 537 квадратных метров жилья при плане 1 800. Строительство ведется за счет средств индивидуальных застройщиков и внебюджетных источников. В феврале прошлого года заложен многоквартирный дом по ул. Даровской, 2-а. Возводит его некоммерческий кооператив «Своими руками» на свои деньги и членские взносы. Освоено 24 млн. рублей. Кооператив готов сотрудничать с городской администрацией по расселению граждан из аварийного жилфонда на условиях долевого финансирования.

Проведены межевание земельного участка и аукцион по продаже права на его аренду под строительство 24-квартирного дома по ул. Советской, 165. Однако темпы работ далеки от потребностей города. Не пройдет безболезненно и решение о ликвидации муниципального строительного предприятия «Стромат». В силу объективных и субъективных причин оно не смогло удержаться на плаву и сохранить свою нишу на рынке строительных работ.

В прошедшем году в основном по причине инфляции и увеличения стоимости материалов не удалось закончить объекты, возводимые в городе по программе уничтожения химоружия — реконструкцию водоснабжения и строительство лечебно-диагностического центра. Оба объекта будут пусковыми в текущем году.

После подписания 20 февраля нынешнего года трехстороннего (правительство области — город — управляющая компания «ПРОМПАРК ЦЕНТР») соглашения более реальным стал проект размещения в Котельниче транспортно-логистического центра и промышленного парка, о чем уже сообщали СМИ. Подписан и договор аренды выделенных земельных участков площадью 48 гектаров, цена вопроса — 2,7 млн. рублей в год. О существенном расширении производства заявляют компании «Моспромстройматериалы-Вятка» и «Домофф». К сожалению, из-за кризиса возможны корректировки сроков реализации названных проектов. По этой же причине пока нет ясности и со строительством физкультурно-оздоровительного комплекса, хотя деньги на эти цели в бюджете имеются.

МАЛЫЙ БИЗНЕС

В городе активно развивается малый бизнес. В этой сфере работает 5 020 человек, что составляет 35% экономически активного населения. Зарегистрировано 112 предприятий и 1 260 предпринимателей. В структуре малого бизнеса 44,7% — предприятия торговли, 36,8% — перерабатывающие. Индивидуальные предприниматели в 2008 году вновь открыли 22 магазина на 48 рабочих мест.

Активно работает фонд поддержки малого предпринимательства. В целях самокредитования создан потребительский кооператив, его членами являются 134 предпринимателя. Выдано 480 займов на сумму 38,1 млн. рублей. Фонду на цели гарантийно-залогового кредитования предпринимателей направлено 400 тыс. руб-лей, из них 300 — из областного бюджета и 100 — из городского. По представленным поручительствам выдано 10 кредитов на сумму более 5 млн. рублей. Субъектам малого предпринимательства для выполнения социально значимых услуг предоставлялось муниципальное имущество без арендной платы. Мы и впредь намерены конструктивно строить свои взаимоотношения с предпринимателями.

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

На содействие занятости населения в прошлом году направлено 2 млн. 87 тыс. рублей, в том числе на организацию общественных работ — 865 тыс. рублей, из них 279,6 из городского бюджета. На содействие временной занятости — 322 тыс. рублей, из них 250 — из городского бюджета. Для содействия занятости несовершеннолетних во время каникул направлено 420,4 тыс. рублей, из них долевое участие городского бюджета — 83,4 тыс. рублей.

Удельный вес безработных в общей численности занятых в экономике по итогам 2008 года составил 0,9%. На профобучение по повышению квалификации направлено 86 человек, из них 46 безработных трудоустроены в сфере предпринимательской деятельности по востребованным профессиям (продавец, парикмахер, повар, строитель).

Однако в последние месяцы ситуация на рынке труда стала далеко не радужной. По предварительному прогнозу, нынче число безработных может существенно увеличиться. Мы уже видим это на примере детского санатория, МСП «Стромат», ПАТО. Крайне сложная ситуация со сбытом продукции на ОАО «Котельничский механический завод». Кризис всерьез заставил оптимизировать численность и на ряде других производств.

Учитывая возможные последствия в связи с увеличением числа безработных, город заявился на значительную сумму — более 10 млн. рублей федеральных средств — для открытия общественных работ, переподготовку кадров и другие мероприятия содействия занятости. Обеспечено софинансирование из городского бюджета. Важно, чтобы эта сумма была рационально использована хозяйственниками и службой занятости. Поэтому администрацией города должна быть разработана соответствующая программа освоения средств, сформирован перечень объектов, где возможно производство работ данной категорией временно не занятых граждан. Именно поэтому важно ежемесячно отслеживать ситуацию на рынке труда и вносить коррективы.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Социальная политика направлена на повышение уровня жизни населения, доведения до норматива потребления бюджетных и жилищно-коммунальных услуг через реконструкцию и новое строительство, укрепление материально-технической базы учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и возрастающие потребности населения.

За год социальную поддержку получили 22 520 человек на сумму 54 млн. 249 тыс. рублей. Пособия гражданам, имеющим детей, равнялись 2,1 млн. руб-лей. Предоставление гражданам социальной поддержки на оплату услуг ЖКХ составило 25 млн. 353 тыс. рублей.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

На капитальном ремонте городской больницы в минувшем году освоено 2 млн. 225 тыс.
рублей. На приобретение мед-оборудования направлено 1 млн. 662 тыс. рублей, капитальный и текущий ремонт подразделений больницы, укрепление материальной базы — 1,8 млн. рублей. Принята муниципальная программа развития здраво-охранения города на 2009 — 2011 годы. Заключено соглашение между Фондом медстрахования, администрациями города и района и департаментом здравоохранения на оказание первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи населению района.

Перевод учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через ФОМС и переход с 1 января на новые условия оплаты труда персонала также требуют особого внимания. В числе задач, стоящих перед здравоохранением, — привлечение средств областного и республиканского бюджетов на оснащение учреждений современным оборудованием, кап-ремонт зданий, строительство патолого-анатомического отделения и привлечение в отрасль молодых специалистов.

ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие образования предполагает формирование предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации и расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности, обеспечения его устойчивого развития.

Объем вложений в систему образования в прошлом году составил 5,8 млн. рублей, из них 2,9 направлено на пожарную безопасность, 1 млн. 925 тыс. рублей — на капремонт учреждений. Появился положительный опыт направления средств местного бюджета на пополнение материальной базы отрасли через конкурсы. По результатам конкурса «Лучший детский сад» детский сад «Улыбка» получил 100 тыс. рублей.

Положительным можно отметить факт передачи муниципалитету комплекса зданий бывшего детского санатория и открытие в ближайшее время на его базе детского сада. Четкие аргументы города о необходимости такого учреждения и позиция правительства области позволили это сделать. Хотя были многочисленные попытки распродажи имущества, что называется, в розницу. Открытие садика не решает полностью проблему мест в дошкольных учреждениях, но существенно снизит остроту вопроса. Одновременно мы не снимаем с повестки дня вопрос строительства нового типового детского сада в районе ул. Победы.

Управлению образования предстоит решить задачу повышения качества знаний учащихся и выпускников, в первую очередь — улучшение результатов ЕГЭ и предметных олимпиад.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Принятие муниципальной целевой программы развития физической культуры и спорта на 2008 — 2011 годы обусловлено возрастающим интересом населения к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой, возросла до 18% от численности населения. Прирост граждан, систематически занимающихся в детско-юношеской спортшколе, за год составил 160 человек. Построены хоккейная и универсальная спортивная площадки. Введено в эксплуатацию 1,5 километра лыжной трассы дополнительно к действующей. Отремонтировано футбольное поле, водопропускное сооружение пруда на площадке, отведенной под физкультурно-оздоровительный комплекс. Финансирование развития физкультуры и спорта составило 1,5 млн. рублей.

В текущем году необходи-мо принять исчерпывающие меры по началу строи-тельства физкультурно-оздо-ровительного комплекса.

КУЛЬТУРА

Для учреждений культуры текущий год знаменателен событиями. Это год 550-летия со дня первого упоминания Котельнича в российских летописях. Планируется целый ряд мероприятий областного масштаба, в числе которых особенно выделяется Алексеевская ярмарка, привлекающая все больше участников. И пора городу весомо заявляться на привлечение средств областной целевой программы развития культуры, смелее участвовать в грантовых конкурсах, в т. ч. и республиканского уровня. Полагаю, что этому в значительной степени будут способствовать изменение структуры учреждений культуры и переход отрасли на новые условия оплаты труда.

ВЕКТОР — НА РАЗВИТИЕ

Вступивший в силу с января текущего года в полном объеме Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» завершил определение круга полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и переданным государственным полномочиям субъекта Российской Федерации. В рамках этого закона 28 января городская Дума заслушала отчет главы администрации города С. Д. Большакова «Об итогах работы исполнительных органов власти по социально-экономическому развитию города в 2008 году и задачах на 2009 год». В нем отмечалось, что администрация обеспечила выполнение основных параметров и направлений развития Котельнича, определенных муниципальной программой социально-экономического развития на 2008 год. Сохранены программно-целевой подход к решению проблем, устойчивое финансирование запланированных мероприятий.

Взвешенная бюджетная политика обеспечила исполнение взятых обязательств, софинансирование областных целевых программ, создание значительной суммы переходящего остатка средств, что, безусловно, позитивно отразится на погашении дефицита бюджета 2009 года.

Целенаправленно проводилась работа по модернизации и реконструкции объектов жизнеобеспечения, обновлению оборудования котельных и специальной техники, установке приборов учета.

Оценка работы дана удовлетворительная. Направления деятельности на этот год одобрены. Однако жизнь вносит свои коррективы. И уже сегодня ясно, что задачи, определенные параметрами бюджета на этот год, требуют корректировки, проблемы и направления — ранжирования по неотложности решения и срокам исполнения. Только в феврале текущего года 17 предприятий города снизили платежи по основному доходному источнику — налогу на доходы физических лиц. В то же время нельзя допустить сокращения финансирования социальных программ, где у нас есть публичные обязательства перед населением. В безусловном порядке требуют обеспечения софинансирования программы, по которым привлекаются средства других бюджетов и фондов.

Словом, спокойной жизни не предвидится, но и опускать руки, прикрываясь кризисом, не стоит. Наоборот, деятельность органов управления, хозяйствующих субъектов должна быть мобилизована на поиск нестандартных решений и путей выхода из этой непростой ситуации. Действовать опережающими методами, а не «бить по хвостам», изменить стереотипы мышления от размеренно-спокойного на энергично-динамичного — и у нас все получится. Я в это искренне верю!



ФОТО

ВИДЕОРЯД


Рубрики

Поиск информации по категориям

Архивы

Поиск информации по месяцам

Свежие комментарии

система комментирования CACKLE

Друзья сайта

Погода

Счетчик

Статистика сайта
Индекс цитирования